Первый светофор появился на дорогах 150 лет назад. С самого начала устройство предназначалось для предотвращения несчастных случаев во время движения транспорта (конных экипажей, гужевых повозок), но именно этот светофор тогда вызвал аварию.
Каким был первый светофор в мире, как им управляли и что с ним случилось, читайте далее.
Устрашающая готика, или первый светофор в Лондоне
Чудище в 2,5 метра поднялось на перекрестке в центре Лондона, протягивая две руки к прохожим — так казалось жителям тех времен. А ночью газовая лампа светилась, как зияющая пасть, наводя ужас на праздных гуляк.
Речь идет, конечно, о первом светофоре, который вызвал столь неоднозначную реакцию. Построено «чудо» было по разработке директора железной дороги, а установлено после согласования с парламентом. Задача светофора была серьезной: защитить пешеходов от движения вагонов и не дать на улицах за пределами здания парламента устраивать заторы.
Итак, 9 декабря 1868 года Лондон стал первым городом, в котором появился светофор.
Первый светофор и общественный резонанс по поводу архитектурного сооружения
Конечно, современный светофор изменился до неузнаваемости, по сравнению со своим древним собратом. Эта газовая лампа специального назначения действительно стала настоящим архитектурным и зрелищным объектом.
Вот что писали о светофоре газеты того времени:
«Готическая обшивка в основании поддерживала полый чугунный столб, окрашенный в зеленый цвет и украшенный позолотой, который по мере движения вверх превращался в толстую металлическую спираль, окруженную наверху листьями аканта, которые, казалось, выросли из восьмиугольной коробки с лампами. А венчает это чудо инженерной мысли украшение, напоминающее ананас» (Джеймс Винтер, лондонская газета «Изобилие улиц».
После восторженных отзывов газет лампа-светофор была признана чудом с ярким дизайном, которому предсказывали прекрасное будущее. По идее инженеров светофоры появятся на каждой улице в сопровождении полицейского, который будет ими управлять.
Но в течение месяца все волнения стихли, так как конструкция оказалась роковой.
Почему именно в Лондоне появился первый светофор
Лондон в 19-м веке представлял опасное для пешеходов место. На каждой улице были свои правила прохождения перекрестков: обычно на перекрестках велись переговоры о том, кто проезжает первым. Хаос добавляли омнибусы, конные повозки и железнодорожные вагонетки.
Поэтому менеджер железной дороги Джон Пик Найт предложил использовать семафорный сигнал на улицах города, смоделировав принцип действия, который уже успешно применил на железной дороге. Семафорный столб должен включать в себя два красных рычага, которые будут опускаться, когда движение свободно, и подниматься вверх, чтобы предупреждать водителей о необходимости остановиться и позволить пешеходам перейти дорогу. Были напечатаны 10 тысяч брошюр о работе светофора и распространены по городу.
Светофор будет использовать свои семафорные рычаги в течение дня, а красные и зеленые газовые лампы — ночью, и все это будет обслуживать офицер полиции.
Найт, довольный своим очевидным успехом, был уверен, что скоро его светофор появится на всех важных перекрестках города.
Но инженер-железнодорожник радовался преждевременно. В январе негерметичная газовая труба под тротуаром заполнила полую трубу лампы газом. В результате взрыва сильно обгорело лицо констебля, который управлял светофором.
Комиссар полиции ушел в отставку, а светофор был отключен и никогда больше не включался.
Лондон продолжал бороться с проблемой дорожного движения на протяжении десятилетий.
Пройдет больше полувека, прежде чем светофоры снова вернутся в Лондон. По мере того как город рос и появлялись автомобили, росла и новая электрическая форма стоп-сигналов. К 1925 году светофоры, управляемые полицией, вернулись, а в 1926 году появился первый автоматический светофор.
Но каким бы безопасным и эффективным ни был новый прибор, он никогда не мог соответствовать яркому стилю первого лондонского светофора.