Чугунная готика: первый светофор в мире появился 150 лет назад в Лондоне. Почему его пришлось отключить

Первый светофор появился на дорогах 150 лет назад. С самого начала устройство предназначалось для предотвращения несчастных случаев во время движения транспорта (конных экипажей, гужевых повозок), но именно этот светофор тогда вызвал аварию.

Каким был первый светофор в мире, как им управляли и что с ним случилось, читайте далее.

Устрашающая готика, или первый светофор в Лондоне

Чудище в 2,5 метра поднялось на перекрестке в центре Лондона, протягивая две руки к прохожим — так казалось жителям тех времен. А ночью газовая лампа светилась, как зияющая пасть, наводя ужас на праздных гуляк.

Речь идет, конечно, о первом светофоре, который вызвал столь неоднозначную реакцию. Построено «чудо» было по разработке директора железной дороги, а установлено после согласования с парламентом. Задача светофора была серьезной: защитить пешеходов от движения вагонов и не дать на улицах за пределами здания парламента устраивать заторы.

Итак, 9 декабря 1868 года Лондон стал первым городом, в котором появился светофор.

Чугунная готика: первый светофор в мире появился 150 лет назад в Лондоне. Почему его пришлось отключить

Первый светофор и общественный резонанс по поводу архитектурного сооружения

Конечно, современный светофор изменился до неузнаваемости, по сравнению со своим древним собратом. Эта газовая лампа специального назначения действительно стала настоящим архитектурным и зрелищным объектом.

Вот что писали о светофоре газеты того времени:

«Готическая обшивка в основании поддерживала полый чугунный столб, окрашенный в зеленый цвет и украшенный позолотой, который по мере движения вверх превращался в толстую металлическую спираль, окруженную наверху листьями аканта, которые, казалось, выросли из восьмиугольной коробки с лампами. А венчает это чудо инженерной мысли украшение, напоминающее ананас» (Джеймс Винтер, лондонская газета «Изобилие улиц».

После восторженных отзывов газет лампа-светофор была признана чудом с ярким дизайном, которому предсказывали прекрасное будущее. По идее инженеров светофоры появятся на каждой улице в сопровождении полицейского, который будет ими управлять.

Но в течение месяца все волнения стихли, так как конструкция оказалась роковой.

Чугунная готика: первый светофор в мире появился 150 лет назад в Лондоне. Почему его пришлось отключить

Почему именно в Лондоне появился первый светофор

Лондон в 19-м веке представлял опасное для пешеходов место. На каждой улице были свои правила прохождения перекрестков: обычно на перекрестках велись переговоры о том, кто проезжает первым. Хаос добавляли омнибусы, конные повозки и железнодорожные вагонетки.

Поэтому менеджер железной дороги Джон Пик Найт предложил использовать семафорный сигнал на улицах города, смоделировав принцип действия, который уже успешно применил на железной дороге. Семафорный столб должен включать в себя два красных рычага, которые будут опускаться, когда движение свободно, и подниматься вверх, чтобы предупреждать водителей о необходимости остановиться и позволить пешеходам перейти дорогу. Были напечатаны 10 тысяч брошюр о работе светофора и распространены по городу.

Светофор будет использовать свои семафорные рычаги в течение дня, а красные и зеленые газовые лампы — ночью, и все это будет обслуживать офицер полиции.

Чугунная готика: первый светофор в мире появился 150 лет назад в Лондоне. Почему его пришлось отключить

Найт, довольный своим очевидным успехом, был уверен, что скоро его светофор появится на всех важных перекрестках города.

Но инженер-железнодорожник радовался преждевременно. В январе негерметичная газовая труба под тротуаром заполнила полую трубу лампы газом. В результате взрыва сильно обгорело лицо констебля, который управлял светофором.

Комиссар полиции ушел в отставку, а светофор был отключен и никогда больше не включался.

Лондон продолжал бороться с проблемой дорожного движения на протяжении десятилетий.

Пройдет больше полувека, прежде чем светофоры снова вернутся в Лондон. По мере того как город рос и появлялись автомобили, росла и новая электрическая форма стоп-сигналов. К 1925 году светофоры, управляемые полицией, вернулись, а в 1926 году появился первый автоматический светофор.

Но каким бы безопасным и эффективным ни был новый прибор, он никогда не мог соответствовать яркому стилю первого лондонского светофора.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.