Чем инженерные решения СССР превосходили технологии НАСА в первых космических полетах

Жители Москвы приветствовали Юрия Гагарина на Красной площади буквально через несколько дней после возвращения на Землю. Первый полет в космос — событие ошеломительное и очень важное, великое советское достижение. Гагарина приветствовали все, а вот о человеке, благодаря которому мечты стали реальностью, ничего слышно не было. Лишь после его смерти мир узнал имя героя — Сергей Павлович Королев, человек, который стал главным секретом СССР.

Инженер с большой буквы

Сергей Королев стал руководителем разработок первой ракеты в мире, которая вывела на орбиту сначала первый спутник, потом собаку, вслед мужчину, женщину и космонавта. Гениальный ум разработал специальную капсулу, которая гарантировала полное безопасное возвращение космонавта на землю. СССР активно пропагандировал его разработки, так как это давало ему огромное преимущество перед Западом и обеспечивало статус сверхдержавы, на которую претендовала Америка.

Королева охраняли и считали достоянием страны. Не существует таких званий, которые в полной мере указали бы на достижения и работу инженеров, обеспечивших человечеству безопасность в космосе. Королев вместе со своей командой разработал и привел в действие блестящие схемы, часто полностью противоположные работе его американских коллег. Основной особенностью всех технологий была простота в силу ограниченности советской техники. Возможно, это стало плюсом в дальнейшей работе.

Чем инженерные решения СССР превосходили технологии НАСА в первых космических полетах

Проект первой пусковой ракеты

Инженеры под руководством Королева придумали блестящие решения задач полета человека в космос, часто отличные от тех, которые выбирали их американские коллеги. Королев был рожден для того, чтобы стать конструктором первой в истории человечества ракеты. Например, первая установка Р7 стала первой баллистической ракетой, которая поднималась на рекордную по тем временам высоту — 30 метров. У ракеты было 4 ускорителя и ядерная боеголовка. Разница между американским и советским вариантом была существенна: наши ракеты были намного тяжелее западных. Это означало, что и космическая ракета может быть мощнее.

Советское руководство не волновалось о текущих технологиях и заботилось о рывке в будущее, так как негласно считалось, что СССР впереди планеты всей и об этом все знают. И когда американские инженеры разработали транзисторы и поставили производство техники на новые рельсы, инженерная мысль Советов все еще крутилась вокруг вакуумных ламп, которые также использовались и в проектировании космических ракет. Окончательно отказаться от вакуумных ламп смогли только в 60-х годах.

Капсула «Восток»

Советский «Восток» и американский «Меркурий» были рассчитаны на выполнение одной и той же задачи — доставка человека из космоса на Землю. Но между ними было очень мало общего. Если аппарат НАСА был очень миниатюрным, под завязку набитым различными переключателями и кнопками, то советский «Восток» был намного больше, шире, шарообразной формы, но в котором было также много различных приборов и рычагов. Все системы управлялись электромеханическим компьютером, который приводился в действие множеством шестеренок. Благодаря компьютеру космонавт мог контролировать свое положение на орбите Земли.

Управление капсулой

Еще одним разительным отличием «Востока» от американского «Меркурия» стало отсутствие сложных приборов и вычислительной техники на борту капсулы. Американские коллеги управляли своим «транспортным средством» вручную, а советская капсула управлялась автоматически благодаря заранее прописанным алгоритмам. Капсула действовала самостоятельно, так что космонавту оставалось спокойно сидеть и наблюдать за снижением аппарата. Все системы были закодированы, и чтобы начать пилотировать капсулу вручную, нужно было ввести специальный код. Инженеры записывали его на листке бумаги и вкладывали под сиденье. Интересно, что Сергей Королев лично шептал код на ухо Гагарину перед первым его полетом.

Технические проблемы

«Восток» умышленно был сконструирован в виде шара, так как именно эта форма является наиболее удобной для входа в атмосферу. В отличие от американского устройства, советский аппарат полностью был обшит материалами, которые не подвергались влиянию высоких температур. Также в нижней части капсула была значительно утяжелена, поэтому при проходе через слои атмосферы сразу принимала нужное положение в пространстве. Благодаря обшивке космонавту не нужно было управлять аппаратом, в отличие от американских астронавтов, которые пилотировали капсулу с целью избежать наиболее сложных точек в атмосфере.

Но проблемы у СССР все-таки были. Нужно было решить вопрос с посадкой. «Меркурий » приземлялся на большую воду, а «Восход» — на землю. Инженерам никак не удавалось создать систему замедления и приземления, поэтому Гагарин вынужден был катапультироваться на высоте 6 километров. Сама капсула упала совершенно в другом месте.

Нововведения

Через несколько лет команда инженеров, возглавляемая Сергеем Королевым, улучшила исходный проект «Восхода» и оснастила его системой мягкой посадки. Система включала в себя сиденья на пружинах для амортизации положения космонавта при посадке, а также — основное — ракетную систему, которая активировалась за несколько минут до ударов капсулы о твердую поверхность. Современная космонавтика до сих пор использует эту технологию, только, конечно, технически доведенную до совершенства. Но космонавты, кстати, не только российские, все еще сравнивают возвращение на Землю в капсуле «Восхода» с автомобильной катастрофой, настолько высоки скорости и сила удара.

Чем инженерные решения СССР превосходили технологии НАСА в первых космических полетах

Появление партнера

Благодаря Сергею Королеву современная космонавтика имеет еще один плюс — наличие бортинженера на борту корабля. Королев понимал, что дальнейшие полеты в космос не может совершать только один член экипажа, должна быть команда. С его легкой руки команду расширили до трех человек, один из которых был инженером. На самом деле тут опять же не обошлось без США, потому что их новый корабль «Джемини» был разработан с учетом нескольких человек на борту, но инженера среди них не было. Это исключительно советское нововведение, которое было принято во внимание американцами лишь с наступлением эпохи Космического челнока.

Но был один маленький секрет. На борт корабля готовили не просто инженера, а человека, который непосредственно участвовал в работе над проектом корабля и понимал процессы, которые там происходят. Некоторые предполагали, что инженеры на борту следили за качеством работ.

Дальнейшие полеты «Восхода» были очень успешными, а в 1965 году первый советский гражданин в лице легендарного Алексея Леонова вышел в открытый космос из люка «Восхода-2».

Ракета «Союз»

Нельзя обойти стороной и ракету «Союз». Пожалуй, она стала самым долговечным изобретением гениального конструктора. Практически все системы созданы на основе первой ракеты Р7, в элементах дизайна просматривается советский стиль. Такая пусковая установка используется в российской космической отрасли сегодня. Также в систему ракеты входят 5 основных ракетных двигателей и 12 дополнительных, которые встроены в систему рулевого управления. Инженеры добились одновременного включения и горения всех двигателей. Это было важно, так как секундное замедление могло спровоцировать потерю топлива, а это чревато взрывом огромной силы.

Чем инженерные решения СССР превосходили технологии НАСА в первых космических полетах

Сергей Королев мечтал покорить Луну и высадиться на ней. К сожалению, его мечты осуществить ему самому не удалось. Но его идеи, его творческая мысль живет практически во всех сегодняшних проектах по освоению космоса.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.