Последние несколько лет часто фигурирует слово «экосистема», новый подход распространяется на все сферы общества, в том числе и на образование. Все больше и больше компаний вкладывают деньги в развитие экосистемы. Что это такое и какую пользу такой подход приносит, разберемся далее.
С чего все началось
Экосистемы начинают создавать все крупные компании мира. Прежде всего, изменения касаются финансовых корпораций и сферы IT. Медленно, но верно тренд перебирается и в другие сферы деятельности человека, в том числе сферу образования. Давно стоит признать, что современная система образования потерпела крах и находится в стадии кризиса. Классическое образование теряет популярность, часто выпускники высших учебных заведений не имеют нужных навыков, что не позволяет им устроиться на работу. Экосистемный подход может стать отличным выходом на пути решения таких задач.
Понятие экосистемы
Сегодня, конечно, пока мало кто может четко сформулировать понятие экосистемы. Сам термин появился в начале 20-го века в биологии и означал сообщество независимых организмов, которые существуют в гармонии в течение продолжительного времени. По мере развития общества развивалось и понятие экосистемы, оно стало употребляться в более широком смысле. Сегодня мы можем встретить это слово в разговоре про Сбер, «МТС» или » Северсталь». Именно эти крупные компании первыми стали расширять круг своих интересов через вторичные рынки. В последние годы опыт стремятся перенять и в образовательной среде, однако четкого определения этому явлению по-прежнему дать нельзя. И в большинстве случаев это связано с постоянным развитием системы, ее совершенствованием, перестройкой. Конкретное понятие, если его закрепить, не будет соответствовать явлению в полной мере.
Новые исследования
Специалисты также не упускают новое явление из виду и уже провели некоторые исследования, в которых рассматривают влияние новой системы на будущее. Результаты пока расплывчаты, но один вывод можно сделать точно: старая система обучения уходит, на смену ей приходит новая, способная к быстрому переформатированию. Философия экосистемы приведет к изменениям во многих сферах, позволит найти новые способы обучения, мышления, расширит возможности сотрудничества.
Что такое образовательная экосистема
Термин «образовательная экосистема» уже давно внедрен в обиход молодого поколения. Недаром в сочетании есть слово «система», потому что метод действительно работает как система, шаг за шагом выстраивая государство по новым правилам и стандартам. Мир становится все более и более сложным, и старый подход организации жизни и работы уже не приносит необходимых результатов. Именно поэтому почти половина выпускников работает не по профессии, а мировая экономика несет потери. Если выражать это в цифрах, то ежегодно экономика теряет около 5 трлн долларов из-за одной только нехватки профильных специалистов. Цифры колоссальные, и положение становится критическим. Нужно признать, что система устарела и нужно искать нечто новое.
Что есть новое
Все больше специалистов в различных областях приходят к выводу об устаревании существующей системы образования. Ее нужно менять на более гибкую, которая будет управляться большим количеством индивидуальных участников, а не государством в полной мере. В процесс должен быть вовлечен бизнес, медиа, сами студенты и их родители. Образовательная система — это прежде всего новая организация подготовки специалистов и сам процесс образования. И не только в юности и молодости, процесс обучения новым навыкам должен происходить на протяжении всей жизни. Такой подход поможет каждому человеку применить свои навыки и раскрыть таланты максимально полно. В итоге образовательные экосистемы станут основой процветания общества.
Постоянное обучение
У многих возникнет резонный вопрос, зачем учиться после выпуска из учебного заведения. Дело в том, что производство не стоит на месте и каждый год, если не раньше, появляются всевозможные обновления. В быту мы с таким явлением сталкиваемся при обновлении гаджетов. Пришли обновления — нужно разобраться, как это работает, по-новому. А база знаний в нашей голове после выпуска не обновляется автоматически, устаревает, поэтому мы не можем считаться современными специалистами в таком случае. В этом и суть постоянного обучения: чем чаще обновляются знания, тем больше опыт, тем больше возможности стать узкопрофильным специалистом. Человек должен быстро меняться, подстраиваться под обстоятельства, если хочет быть успешным, работать в хорошей компании и получать стабильную зарплату. Опять же нужна образовательная система, которая будет сопровождать специалиста на протяжении всего профессионального пути.
Как это работает
Пожизненное обучение не в состоянии гарантировать только один источник, например университет, хотя многие высшие учебные заведения будут претендовать на это. Руководить своим образованием будет сам человек: сначала ему родители выбирают школу, параллельно ребенок получает дополнительное образование, навыки, уже имеется какой-то профиль. Дальше он идет по разным стадиям, каждая из которых добавляет ему компетенции, улучшает портфолио. Все полученные дипломы, награды соединяются в один профиль и в итоге получается один качественный документ, четко показывающий навыки и профессиональные умения человека. Сейчас эту роль играют дипломы и аттестаты, но проблема бумажных документов в том, что информация там очень сильно искажена: человек всю жизнь мог учиться на одни пятерки, а экзамен сдал на тройку. В итоге в диплом заносится тройка. Все. Мотивации и желания развиваться дальше у человека нет, многие двери закрыты перед ним. И наоборот.
Экономика образования
Дипломы и сертификаты высших и средних учебных заведений со временем перестанут быть гарантией успеха в обществе. Для строительства целостной системы каждый человек обязательно должен иметь так называемый цифровой след, паспорт, портфолио. Этому можно давать разные определения. Информация о достижениях, которая будет собираться в одном месте в течение всей жизни. Будет не важно, сколько учебных часов человек посетил для получения формального образования. Сейчас неформальное образование имеет практически такой же статус и в некоторых случаях дает человеку гораздо больше возможностей для развития. Высшего профессионального образования может не быть, тем не менее человек будет обладать большой компетенцией и пользоваться заслуженным уважением среди коллег.
Образование всегда подстраивается под актуальные запросы рынка, вовлекая учеников в локальные сообщества. Такое взаимодействие даст возможность проявить себя в полной мере в новой системе знаний, найдется место для каждого. Образовательные экосистемы в России начинают быстро распространяться. Это не просто будущее образования в нашей стране, это переформатирование образования в рамках мировой системы. Это будущее, 21-й век. Без централизованных гибких систем обществу будет трудно работать эффективно и выстраивать новые социальные процессы, которые с каждым годом все более усложняются. Нужно идти в ногу со временем, как бы ни мила была нашему сердцу нынешняя система образования, которая не оставляет выпускникам шанса на достойное существование.