Большое количество учебников вовсе не способствует улучшению знаний учащихся. Так считает Сергей Кравцов, глава Минпросвещения. По мнению министра, обилие различных учебников и программ преподавания скорее приведет к падению качества образования.
Негативный пример
Кравцов упомянул в качестве плохого опыта 90-е годы, когда появлялось множество учебников. Как он отметил, чуть ли не каждая школа имела свои программы обучения, что не могло не сказываться на общем уровне подготовки учеников.
Также министр указал на опыт Финляндии, которая в свое время демонстрировала высокий уровень образования, но в какой-то момент тенденция стала меняться в обратную сторону. Кравцов связывает этот процесс ухудшения показателей именно с попыткой разнообразить учебные материалы.
Единое образовательное пространство
В качестве решения проблемы предлагается идея воссоздания и поддержания единого образовательного пространства. В рамках этой концепции Минпросвещением недавно был принят новый перечень учебных изданий на федеральном уровне.
К слову, проблема разрыва единого образовательного пространства часто упоминалась и в связи с пандемией 2020 года, когда процесс обучения частично происходил в дистанционном формате без прямого участия педагогов. Обращение школьников ко многочисленным онлайн-ресурсам с учебными материалами поставило и вопрос о необходимости единого учебно-методического сопровождения вне школы. Также, по мнению специалистов, в новых условиях должен быть четко сформулирован и единый перечень требований к педагогическим работникам, которые обеспечивают техподдержку учащихся.
Меньше и качественнее
По мнению Кравцова, ограничение количества изданий учебников вовсе не должно противоречить высоким требованиям к качеству содержания. Он также привел пример советской системы образования, которая славилась высоким качеством, но при этом базировалась на ограниченном перечне учебных изданий. В частности, министр напомнил, что по математике было два-три учебника. При этом все допущенные издания должны быть строго выверены.
В то же время Кравцов отметил, что к решению задачи восстановления единых стандартов учебных программ следует подходить аккуратно, поскольку у каждой дисциплины должна быть своя концепция. Например, должен быть утвержден минимум содержательной базы по каждому предмету. Эта основа уже разработана специалистами Минпросвещения, и в ближайшее время она должна быть принята.