«Бенефициарный владелец» — это понятие, использующееся для собрания и хранения определенной информации о компаниях, которые взаимодействуют с организациями, перечисленными в ст. 5 закона № 115-ФЗ. К этому перечню отнесены учреждения, осуществляющие разнообразные операции, связанные с имуществом и денежными средствами. Далее в статье подробнее остановимся на самом понятии, разъясним его смысл. Познакомимся также с рядом положений законодательства, которыми оно регламентируется.
Законодательная база
В соответствии с установленными нормами нововведение будет касаться практически всех организаций, которые осуществляют деятельность на рынке ценных бумаг, обслуживаются в страховых компаниях и имеют счет в банке. По федеральному закону о производстве действий против осуществления легализации (отмывания) поступлений, полученных преступным способом, и финансирования терроризма, бенефициарный владелец — это субъект, не имеющий четкого статуса.
Вся собранная информация будет направлена на создание противодействия различным финансовым операциям, которые запрещены законом. Однако представители власти уже не раз озвучивали информацию, которая противоречит закону. Примером этого служит Бюджетное послание от Президента РФ «О бюджетной политике в 2010-м -2012-м годах» от 25.05.2009 к Федеральному собранию. В этом тексте размещены определенные рекомендации по закреплению механизма действий против использования договоров для снижения налогов и предотвращения двойного налогообложения в процессе осуществлении операций с зарубежными предприятиями в том случае, когда нерезидент страны, с которой заключен договор, является окончательным выгодоприобретателем.
Налоговая политика будущего
В планы государства на предстоящие годы включены определенные изменения. Некоторые из них указаны в налоговом кодексе РФ. Суть этих изменений заключается в создании противодействия нарушениям при использовании международных налоговых соглашений в недопустимых законом целях. На основании законодательных актов должно также осуществляться стимулирование организаций к переходу в юрисдикцию РФ из оффшорных зон мира. Налоговые льготы и преференции, которые указаны в международных договорах с Российской Федерацией, не будут применяться в том случае, если конечный бенефициарный владелец – это резидент страны.
Идентификация бенефициарного владельца
Вопрос раскрытия бенефициарного владельца уже несколько раз поднимался в современном российском бизнесе, однако из-за отсутствия четкого определения оставался нерассмотренным. Примером этого является поручение председателя правительства. Согласно этому документу, многие компании, в основном государственной формы собственности, разослали своим контрагентам требование предъявить информацию обо всех владельцах и конечных бенефициарах. Однако из-за отсутствия четкой формулировки этого понятия и правового регулирования процедуры раскрытия предоставить необходимую информацию было практически невозможно. Однако уже в июле 2013 года бенефициарный владелец клиента стал идентифицироваться банковскими организациями.
Перечень необходимых персональных данных
В соответствии с законом раскрыть информацию о бенефициарах-владельцах придется юридическим лицам, которые имеют счет в банке и являются клиентами предприятий, осуществляющих операции с денежными средствами. Общий объем, характер и процесс представления сведений должны соответствовать порядку, утвержденному Правительством РФ. Однако в связи с тем, что на сегодняшний день основные положения еще не опубликованы, вся информация будет передаваться в соответствии с Законом № 115-ФЗ и Положением, утвержденным в 2004-м году, 19 августа, Банком России. Он содержит сведения по идентификации кредитными компаниями выгодоприобретателей и клиентов в целях производства действий против осуществления легализации (отмывания) средств, полученных преступным способом, и финансирования терроризма. Опираясь на закон, для реализации процесса отождествления физического лица необходимо определить следующее:
- фамилию, имя, отчество;
- дату рождения;
- фактический адрес места жительства или временного пребывания;
- персональный налоговый номер (при его наличии)
- гражданство;
- для иностранцев — реквизиты из документа, указывающего на право пребывания на территории РФ (миграционная карта);
- реквизиты документа, подтверждающего личность.
Трактовка понятия «выгодоприобретатель»
В Законе № 115-ФЗ бенефициарный владелец — это не единственное новое определение. Вместе с ним использован термин «выгодоприобретатель». В Положении указана сама процедура проведения идентификации последнего. Им является субъект, для выгоды которого осуществляются определенные действия при проведении финансовых операций. Почему законодательно бенефициарный владелец — это учредитель? Выясним это. Идентификации подлежат участники, которые осуществляют свою деятельность на основании договора поручения, агентского договора и доверительного управления. Выгодоприобретателем может быть юридический или физический субъект. Именно так записано в законе. А вот бенефициарным собственником — только физическое лицо. Что это значит? Другими словами, бенефициарный владелец юридического лица — это учредитель предприятия.
Процедура установления
Руководствуясь законом, банковские учреждения должны требовать информацию для раскрытия выгодоприобретателя и бенефицарного владельца. Это, в свою очередь, может вызвать определенные трудности. Они связаны с тем, что идентификация бенефициарного собственника более понятно описана в законе. Но вот процедура его установки несколько запутана, ведь для этого его должны признать лицом, которое в законе указано как бенефициарный собственник. Законодательством не предусмотрено таких требований. В связи с этим банк не вправе запрашивать у клиента данные, которые не указаны в перечне идентификации бенефициарного владельца.
Сбор информации
Собирая сведения о бенефициарном владельце, банковские учреждения имеют право использовать любые документы, предоставленные клиентом. Что входит в их перечень? Обычно это анкета бенефициарного владельца, различного характера заявления и письма в банк. Что по этому поводу говорит закон? Нормативное положение утверждает, что если при идентификации владельцев собственник не будет обнаружен, им признается исполнительный орган пользователя.
Такое нововведение направлено на выявление фирм-однодневок. Скорее всего, оно будет применено к предприятиям, в которых бенефициарного владельца установить невозможно. К числу таких организаций можно отнести следующие:
1) некоммерческие компании, которые не имеют собственника, однако присутствуют выгодоприобретатели;
2) паевые инвестиционные фонды;
3) акционерные общества, имеющие несколько владельцев, каждый из которых не соответствует признакам бенефициарного.
4) общества, в составе которых есть участники, владеющие активами с использованием трастовых конструкций.
Отдельные (особые) категории предприятий
К категориям участников отношений, которым раскрывать сведения о бенефициарных владельцах не требуется, относятся следующие:
1) государственные учреждения;
2) органы местной власти;
3) внебюджетные фонды, которыми владеет государство;
4) организации или корпорации, в капитале которых более 50% акций находится в собственности у Российской Федерации, ее субъектов и различных муниципальных образований;
5) иностранное государство, международная организация или административно-территориальная единица иностранного государства, самостоятельно владеющая правоспособностью;
6) эмитенты ценных бумаг.
Утвержденные исключения
Как правило, для обработки персональной информации каждого человека, предприятия или субъекта предпринимательской деятельности требуется его письменное согласие. Однако ст. 6 закона № 152-ФЗ о персональных сведениях предусматривает обстоятельства, в которых согласие на обработку данных не нужно. К ним относятся такие:
1) обстоятельства, предусмотренные международными договорами или законами, которые позволяют достичь установленных целей;
2) определенные полномочия или функциональные обязанности, которые предоставлены законодательством Российской Федерации операторам функций.