Все мы знакомы с такими понятиями, как бакалейная лавка, бакалейный товар и бакалея вообще, однако кто доподлинно знает, что они обозначают? Часто под этой группой продовольственных товаров подразумевается вообще весь ассортимент торговых точек, вне зависимости от товарной номенклатуры того или иного магазина. Хотя в список бакалеи входит дольно обширный и разнообразный перечень продуктов питания, все же он не бесконечный, а ассортимент бакалейных товаров можно классифицировать.
Что такое бакалея?
Покупатель, придя в любой продовольственный магазин, просто не сможет не приобрести в нем что-нибудь из разряда бакалеи. Товар, подпадающий под эту категорию, составляет львиную долю всего ассортимента прилавков. Конечно, среди прочих отделов, в магазине будет и кондитерский, и молочный, и гастрономия, и витрина с алкогольными и безалкогольными напитками, но все же бакалейный товар – это основа основ любого розничного или оптового магазина.
В словарях и пособиях по организации торговых точек значится, что бакалея – это тот ассортиментный ряд продуктов питания, который не требует создания особых условий для их реализации и хранения. Преимущественно это «сухой» товар с длительным сроком годности.
Само слово «бакалея» пришло к нам из заморской Турции (bakkal – оригинал, в некоторых источниках интерпретируется дословно, как «товар на лицо – смотри и бери»). Бакалейщиками называли тех продавцов, на чьих витринах можно было купить все, что душе угодно. Можно сделать вывод, что некогда продовольственная группа под названием «бакалейный товар», представленная на полках магазинов, была еще более разнообразной, чем сейчас, но это, скорее всего, не упущение и недостаток современного рынка, а преувеличение прошлых лет.
Перечень товаров
На данный момент покупателям доступен гораздо более обширный ассортимент продукции, чем несколько веков назад и сравнивать разнообразие даже самой большой лавки девятнадцатого века с современным супермаркетом было бы смешно. Кроме того, нынешние санитарно-гигиенические нормы и требования, которые предъявляются продавцам, стали несравнимо жестче, поэтому и классификация ассортимента в торговых точках стала более регулируемой и однозначной.
Бакалейная группа товаров богата такими позициями:
- кофе, чай, какао, в том числе пакетированные и быстрорастворимые концентраты;
- всевозможные крупы, макаронные изделия и их производные (смеси, каши, мюсли, хлопья, сухие завтраки);
- мука из разных сортов зерна, блинные смеси;
- специи и приправы, также соль и сахар;
- пищевые добавки, например желатин, лимонная кислота, сухие дрожжи и т.д.;
- герметично закрытые заправки (соусы, кетчупы, горчица, хрен, томатная паста);
- растительные масла;
- супы, картофель, каши и вермишель быстрого приготовления.
Штучка и «сыпучка»
Как видите, бакалейный товар – это довольно разнообразное понятие. Однако его можно классифицировать еще по одному принципу. Большая часть бакалеи – это штучные единицы, уже расфасованные в небольшие упаковки порции продуктов. Производители предлагают своим покупателям наиболее оптимальный и удобный вес пачек, кроме того, что это ускоряет процесс реализации, ведь продавцу не нужно каждый раз пользоваться весами и производить сложные подсчеты, каждая фасовка имеет свое ценовое и массовое обоснование.
Дорогие специи и приправы продаются небольшими порциями по 5-15 грамм, но всегда можно приобрести и большие упаковки, если в этом есть необходимость. Другое дело крупы, сахар и мука — зачастую в каждом пакете стандартная порция в один килограмм, но постоянное повышение цен заставляет производителей идти на хитрость и большое количество расфасованных круп и других сыпучих товаров, представленных на витринах супермаркетов и магазинов, могут весить 750 или 900 грамм.
Несмотря на большое распространение магазинов самообслуживания, в которых покупателям гораздо удобнее покупать фасованный товар. Во многих магазинах еще реализуют развесной товар, а на рынках можно даже купить растительное масло на разлив, кофе, чаи и специи также взвешиваются и продаются реализатором в том количестве, которое нужно покупателю. В таком методе продажи бакалеи есть большое преимущество, ведь клиент всегда может достоверно оценить качество покупки по ее внешнему виду, консистенции и запаху.
Бакалейная лавка или только отдел?
Несмотря на широкий ассортимент бакалейных товаров в магазине, отыскать торговую точку, которая не продавала бы и продукцию, не подпадающую под разряд бакалеи, просто невозможно. Взыскательные покупатели хотят прийти в один магазин и купить там все, что им нужно, избежав хождения от одного продавца к другому.
Современные условия торговли складываются таким образом, что владельцы продовольственных павильонов вынуждены дать потребителям все разнообразие затребованной продукции, поэтому бакалея в магазине реализуется лишь в одном из отделов, наравне с другими группами товара.
На заметку продавцу бакалеи
Большим преимуществом реализации бакалеи является то, что товары из этой группы имеют продолжительный срок годности, не требуют создания специальных условий для их хранения, а также не вынуждают продавцов обустраивать технологически сложные складские помещения.
Хранение бакалейных товаров должно происходить в прохладном помещении (не выше 18 градусов по Цельсию), с невысокой влажностью. Если склад будет сырым, то продукты станут непригодными к употреблению, ведь крупы, специи и чай кофе вбирают в себя влагу из атмосферы, кроме того, они могут напитаться посторонними ароматами, что также сильно повредит их качеству. Важным требованием к складским помещениям, предназначенным для хранения бакалеи, является то, что стеллажи, на которых будет разложен товар, не должны касаться стен.