С недавних пор в обиход вошла довольно оскорбительная поговорка, построенная по такой формуле: «Люди, которые (совершают плохие поступки), — это те же люди, которые хлопают, когда самолет приземляется».
Почему аплодисменты после посадки самолета стали ассоциироваться с выражением публичного позора? Откуда появилась традиция среди авиапассажиров встречать завершение перелета столь бурным проявлением эмоций?
История появления обычая
Где и когда берут начало аплодисменты в конце полета, кажется, не знает никто. Их истоки искали в опросах, в том числе и на профессиональных сайтах авиаторов.
Историю происхождения установить не удалось. Но была выявлена некоторая закономерность — раньше аплодисменты раздавались:
- в конце особенно тяжелого полета;
- в условиях сложной метеообстановки и повышенной турбулентности;
- после длительной задержки рейса;
- в честь возвращения на родину на международных рейсах.
Даниэль Левин, эксперт по тенденциям в области путешествий, так охарактеризовал эту ситуацию: аплодисменты раздаются, когда в самолете встречаются две категории людей – рискованные летчики и счастливые патриоты.
Слейт исследовал эту тему два года назад и пришел к сомнительному выводу, что обычно пассажиры не встречают завершение полета аплодисментами. Даже самые первые авиаперелеты в истории авиации не сопровождались ими.
Первый задокументированный случай
По информации, предоставленной музеем развития авиации, первый зарегистрированный случай аплодисментов после посадки произошел в авиакомпании Cincinnati Enquirer в 1948 году. В статье описывался рейс American Airlines на самолете с неисправным шасси. Экипажу удалось благополучно посадить лайнер, и «все пассажиры захлопали в ладоши с благодарным выражением», написал журналист.
Кларк Макфейл, преподаватель социологии из Иллинойского университета, подтвердил, что ему приходилось сталкиваться с аплодисментами пассажиров после турбулентных перелетов. В этом случае люди аплодировали умению пилота доставить их из пункта А в пункт Б.
Некоторые путешественники, отвечая на вопрос об аплодисментах на веб-сайте путешествий, указывали, что они были свидетелями такого выражения эмоций в аэропортах, когда лайнер благополучно совершал трудную посадку.
Позор или благодарность?
Большинство пилотов отрицательно воспринимают аплодисменты пассажиров после посадки самолета. Они профессионалы, для них это рутинная повседневная работа, и такое бурное выражение эмоций их раздражает. Они не нуждаются в аплодисментах за грамотное выполнение своей работы, так же как в них не нуждается хирург после успешно проведенной операции или учитель после урока.