Образовательная среда особенно активно влияет на развитие мозга в течение первых пяти лет жизни. Результаты этого процесса можно ожидать по прошествии четырех десятилетий. К таким выводам пришли ученые, завершив исследование, начатое в 1971 году. Наблюдения велись в Технологическом институте Вирджинии и Пенсильванском университете.
Влияние раннего развития
Для исследования использовалась структурная визуализация мозга. Это помогло обнаружить, что языковая и когнитивная стимуляции оказывают ощутимое влияние на развитие младенцев, начиная с возраста шести недель.
Как влияет обогащенная среда на структуру мозга, ранее демонстрировали в ходе исследований, участниками которых были животные. Данное же наблюдение стало первым, в котором экспериментальным путем обнаружили, что аналогичные результаты характерны и для людей.
В результате нашла подтверждение идея о влиянии ранней среды на мозговую структуру человека, имеющего социально-экономические проблемы. С таким заявлением выступила первый автор исследования Марта Фара, занимающая пост директора в Пенсильванском центре нейробиологии.
Особенности исследования
В исследовании участвовали дети тех родителей, которые в 1971 году принимали участие в программе раннего вмешательства Рэми в Чапел-Хилл из Северной Каролины. Изучался вопрос о том, как образование, общество, здоровье, семья и другие факторы влияют на развитие малышей, относящихся к группе повышенного риска.
Представители групп сравнения и лечения получали такие услуги, как дополнительная медицинская помощь, услуги питания и поддержки семьи. Но в возрасте 6 недель группе лечения начали предоставлять услуги высококачественного образования. Процесс длился 5 лет по 5 дней в неделю.
Сканирование позже было проведено на участниках, достигших возраста 30-40 лет. Выяснилось, что у участников группы раннего обучения наблюдалось увеличение размера головного мозга, в том числе и его коры.