Современное поколение молодых людей имеет высокую самооценку. В век Интернета и цифровых технологий молодежь ориентируется на то, как их фотографии и посты оценивают пользователи социальных сетей. Недостаточное количество отметок «нравится» является основным источником конкуренции, беспокойства и угрозы личному счастью. Полезно ли стремление к популярности для здоровья и эмоционального благополучия людей? Или, быть может, в скором времени обществу успешных и самодостаточных личностей стоит ожидать негативных последствий, вызванных современными тенденциями воспитания и расцветом массмедиа?
Важность социальных массмедиа
Активное участие в электронных социальных сетях может повысить самооценку пользователей. С другой стороны, в течение длительного времени наблюдается рост самовлюбленных личностей с идеальными телами и однотипной внешностью. В развитых странах вот уже три десятилетия молодые люди занимаются саморекламой с помощью массмедиа. Психологи утверждают, что отметки «нравится» и большое количество комментариев под постами в социальных сетях являются основным источником высокой самооценки среди студентов.
Высокая самооценка формируется с детства
Современные родители пытаются воспитать уверенных в себе детей. Делается это с помощью избегания критики или любой негативной оценки, которая может задеть эго ребенка. Эти усилия подкрепляются постоянными изменениями в программе школьного образования. Основной упор учебного процесса делается на процессы, которые приносят детям удовольствие. За каждое малейшее усилие ребенок получает поощрение в виде оценок, денежного премирования, дипломов, грамот и поездок. Поощряется общая масса школьников, а высоко оценивается не только победа в конкурсе или олимпиаде, но и простое участие. Таким образом, каковы бы ни были усилия ребенка, они в любом случае будут вознаграждены. Однако далеко не все психологи согласны с этим подходом.
Что лучше — кнут или пряник?
Большинство экспертов соглашаются, что лучше отправлять в школу ребенка с устойчивой психикой, готового принимать участие во всех мероприятиях, нежели чем травмировать с помощью порицаний и наказаний. К сожалению, обе эти крайности не могут работать в долгосрочной перспективе. В одном случае дети привыкают к тому, что блага могут сыпаться на них с неба, а в другом — имеют низкую самооценку. Факты говорят о том, что и отсутствие похвалы, и чрезмерный акцент на похвалу не могут обеспечить хорошие результаты. Если школьники не прилагают реальные усилия для победы, но тем не менее считаются победителями и премируются грамотами, у них формируется искаженное представление о производительности.
Последствия нечестно заработанной похвалы
Одним из следствий незаслуженных наград в рамках общего образования является низкая квалификация кадров. Когда студенты поступают в вузы и колледжи, они не могут обойтись без репетиторов или дополнительных курсов по отдельным дисциплинам. Существует несоответствие между академическими оценками подростков и их реальными знаниями.
Положительные стороны высокой самооценки
Тем не менее существует один положительный аспект подобного метода воспитания. Высокая самооценка, формирующаяся у детей с раннего возраста, обеспечивает склонность к риску и оптимистический взгляд на вещи. Риск необходим людям для принятия правильных бизнес-решений и формирования мотивации.
К чему ведет эгоизм?
Эгоизм в целом также может способствовать возникновению мотивации, с другой стороны, это качество заставляет молодых людей совершать серьезные ошибки. Это варьируется от страсти к неразумным покупкам до эксплуатации манипулятивными друзьями, которые привыкли паразитировать на щедрости других людей. Вчерашние подростки стремятся иметь дорогие машины и смартфоны последних моделей, они выбрасывают деньги на ветер и имеют стойкое представление об успехе и статусе. Они олицетворяют собой поколение потребителей — золотую жилу маркетологов. Эгоизм ведет к увеличению количества нарциссов в обществе. Сегодняшняя молодежь не желает рожать детей, стремясь реализоваться в профессиональной сфере, тратить заработанные деньги и жить ради своего удовольствия.
Нарциссизм развязан отказом от авторитарного стиля воспитания
За последние полвека детские психологи кардинально поменяли взгляды на методы воспитания, например, наметился очевидный спад в использовании телесного наказания. Это происходит вследствие того, что нынешние родители прекрасно помнят детство, в котором они не имели эмоционального контакта с представителями старшего поколения, жили в страхе и безропотно выполняли все, что от них требуется. Вот почему сегодняшние мамы и папы стремятся отказаться от наказания и хотят иметь доверительные и дружеские отношения со своими отпрысками.
Отказ от физических мер воздействия на детей представляет собой подход, ориентированный на более счастливое детство. Щадящий подход к дисциплине и желание договориться с ребенком наблюдается на фоне общей тенденции к снижению рождаемости в развитых странах. В результате родители чаще ведут себя как слуги, а не как суровые авторитеты. Подобная смена статуса развивает в детях уверенность в контроле и обостряет чувство собственной важности. Возможно, в увеличении количества нарциссов не было ничего плохого до тех пор, пока не появился Интернет.