26 июля 2016 года в дом для инвалидов за пределами Токио ворвался вооруженный ножом мужчина. Он зверски убил 19 человек, пока они спали, и ранил еще 26. После этого он сам явился в местный полицейский участок и заявил, что было бы лучше, если бы инвалиды исчезли.
Почему отсутствует общественный резонанс?
Многие люди, которые защищают права инвалидов, выразили тревогу, ведь это происшествие – по сути, первое массовое убийство такого масштаба в Японии со времен Второй мировой войны – получило очень мало общественного внимания, по сравнению с массовой гибелью людей в Париже, Ницце, Орландо, Кабуле и Багдаде.
Австралийский активист и защитник прав инвалидов Капли Финдли написал: «Не было никаких хештегов. Ни общественного резонанса. Ни даже молитвы».
Журналист Дэвид Перри с иронией отметил, что эта трагедия произошла всего лишь за день до годовщины принятия американского закона об инвалидности.
Это печальное совпадение свидетельствует о продолжающейся амбивалентности по отношению к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, они играют все более заметную роль в обществе, часто служа источником вдохновения для здоровых людей. И есть много признаков прогресса, таких как признание их законных прав и создание инклюзивных школ.
С другой стороны, люди с ограниченными возможностями до сих пор сталкиваются с предрассудками, социальной изоляцией и насилием.
К сожалению, сейчас легко проследить преемственность между трагедией в Японии и практикой институционализации, которая началась в США и Европе и оставалась основным средством управления людьми с ограниченными возможностями в течение более чем ста лет. К сожалению, эта практика продолжается и сейчас во многих странах мира.
Изоляция людей, которые имеют ограниченные возможности
В Японии существует глубокая стигма в отношении тех людей, которые не в состоянии работать. На самом деле все еще широко распространена институционализация людей с ограниченными возможностями, интеллектуальными или другими, которые препятствуют их производительности. Их отличия воспринимают как позорный и пугающий секрет, который делает их другими, менее достойными людьми.
По правде говоря, инвалидность является одним из аспектов обычного быта, который затрагивает всех людей и все семьи в какой-то момент их жизни. Правда — в том, что все люди в какой-то момент жизни переживают состояние инвалидности, к примеру, из-за болезни, травмы либо же просто естественного процесса старения.
Тем не менее страх перед собственной уязвимостью и клеймо, которое сопровождает инвалидность, заставляет нас отрицать эту простую истину. Намного легче смотреть на инвалидов, как на безликое население, чем как на людей, которые заслуживают уважения, помощи и возможности процветать.
Как мы до этого дошли?
Взгляд на прошлое может помочь нам понять отношение к инвалидам, которое сложилось сегодня. История отношения к инвалидам не демонстрирует нам устойчивого прогресса на пути к терпимости.
Джеймс Трент, процессор социологии и социальной работы в Гарварде, в своей книге 1994 года «Изобретая скудоумие» описывает изменение отношения к лечению людей с ограниченными возможностями в Америке, начиная с колониальной эпохи.
По словам Трента, в колониальной и ранней республиканской эпохе «идиоты» — так люди с ограниченными интеллектуальными возможностями были известны в то время – были признаны членами своих местных общин.
Но, начиная с 19 века, люди стали предавать все большее значение «нормальности». Хорошим гражданином был тот, который имел возможность быть продуктивным и самостоятельным. Появился новый класс профессионалов, чья карьера была посвящена управлению здоровьем человека и его поведением.
К середине 19 века эти изменения внесли свой вклад в определение «слабоумия». Оно было признано социальной проблемой, которую следует выявлять и лечить. Слабоумие стало широкой категорией, которое включало не только людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, но также и других лиц, которые были признаны непродуктивными или аморальными, таких как иммигранты, представители других рас или бедняки.
Мнение о том, что слабоумных и других людей с ограниченными способностями необходимо удалять из семей и размещать в специальных учреждениях, становилось все более популярным.
Начало институционализации
Ранние подобные учреждения в Соединенных Штатах появились благодаря французскому педагогу Эдуарду Сегену, который был известен как «апостол для идиотов». Он считал, что люди с ограниченными возможностями вполне способны к обучению и развитию. Окрыленные успехами Сегена, первые американские учреждения для инвалидов были посвящены их образованию и развитию. Они были признаны временной мерой, предпринятой в целях адаптации резидентов, чтобы превратить их в продуктивных членов общества.
Учреждения как места злоупотребления
В течение нескольких десятилетий учреждения начали переходить на постоянную опеку над «слабоумными». Было очень трудно найти работу для таких людей даже после их реабилитации, особенно в период экономического дефицита. В начале ХХ века движение евгеники способствовало формированию предубеждения против людей с ограниченными возможностями, так как предполагалось, что они представляют собой угрозу для чистоты родословной страны.
Очаровательная фотосессия мамы пятерняшек
Для чего женщины испытывают оргазм?
Как дата рождения определяет всю вашу дальнейшую жизнь
Учреждения для инвалидов «решили» эту проблему, скрыв «неугодных» из поля зрения. Также контролировалась возможность таких людей заводить детей путем сегрегации, а в некоторых случаях – и стерилизации.
Таким образом, миссия подобных учреждений перешла от образования и ухода на социальное управление. Они стали переполненными, и к людям с ограниченными возможностями начали относиться пренебрежительно и подвергать их насилию.
Иногда инвалидов даже использовали в медицинских экспериментах. Без их согласия их подвергали воздействию возбудителей таких болезней, как гепатит, гонорея или грипп.
Изменения даются очень трудно во многих странах
К середине ХХ века практику институционализации начали критиковать. Все началось со множества журналистских расследований, а также движения родителей. Людей с ограниченными возможностями начали снова включать в семьи, давать им образование и рабочие места. Благодаря этому инвалиды часто живут в своих семьях, хотя многие из проблем, которые появились во времена расцвета культуры институционализации, сохраняются, хоть и в разных формах.
К примеру, люди с ограниченными способностями в некоторых странах по-прежнему работают в закрытых мастерских, где они заняты скучным и монотонным трудом и вынуждены получать зарплату ниже минимальной. Также они могут быть изолированы в специальных учебных классах, где по-прежнему имеют ограниченные возможности для работы и социализации.
Таки образом, практика институционализации, со всеми сопровождающими ее проблемами, остается во многих частях мира. К примеру, не так давно в СМИ появлялись расследования об ужасных условиях и злоупотреблениях в подобных заведениях Мексики и Румынии.
Влияние институционализации
Но даже в таких странах, как Япония, где людей с ограниченными возможностями уже реабилитировали, они до сих пор сталкиваются с предрассудками, отчуждением и насилием.
Страх, стыд и непонимание, которые окружают инвалидность, сохраняются даже после того, как подобные учреждения закрываются.
К примеру, семьи людей, которых убили в Японии, решили не называть свои имена. Таким образом, именно логика институционализации заставила их принять такое решение. Этим семьям проще, чтобы их родственники были забыты, чем признать, что они инвалиды.
Давайте будем относиться к ним как к людям
На первый взгляд массовое убийство в Японии было совершено одним невменяемым человеком. Но на его действия, очевидно, повлияла долгая история институционализации. Практика изоляции людей в специальных учреждениях говорит о том, что к ним относятся не так, как к другим. Даже после того, как во многих странах эти учреждения закрыли, к их бывшим жителям продолжают относиться так же.
Все забывают, что они тоже являются людьми, чья жизнь имеет ценность и смысл. Их бессмысленные смерти являются столь же трагическими и заслуживают такого же освещения в СМИ, как и других жертв массового насилия.