В Российской Федерации не смотря на то, что огромное количество населения задействовано в сельском хозяйстве нет действенных законов, которые регулировали многие сферы деятельности АПК. Охрана труда в сельском хозяйстве один из вопросов который на сегодняшнее время не решен на федеральном уровне вообще никак. И это притом что всего по стране насчитывается 27898 сельхоз предприятий. Практически две трети данных предприятий имеют не только агрокомплексы, но и комплексы по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники (200 таких предприятий имеют не просто гаражи или мастерские в их состав входят ремонтно-механические заводы). Это позволяет поставить такие предприятия по уроню безопасности рабочих мест в один ряд с средним и мелким промышленным производством. Однако охрана труда в сельском хозяйстве благодаря принятию нескольких законов на уроне государства, исключает какую либо ответственность руководителей и контроль за соблюдением норм и правил трудовой дисциплины. Речь идет об отсутствии в «Положении о Минсельхозе России», который был издан и принят в новой редакции одного из главных звеньев (упразднен отдел по охране труда) которое призвано обеспечить охрану труда в сельском хозяйстве. Теперь охрана труда в сельском хозяйстве предана под юрисдикцию Министерства социального развития и здравоохранения РФ. Однако данное министерство не занимается данным вопросом вообще, по крайней мере, в настоящее время.
Именно поэтому когда охрана труда в сельском хозяйстве просто отсутствует по стране проходит неутешительная статистика травматизма в сельском хозяйстве. Причем согласно той же официальной статистики почти каждая пятая травма в сельском хозяйстве происходит с летальным исходом. Основные отрасли сельского хозяйства вообще не имеют специфических документов которые регламентируют их деятельность по данным вопросам. К примеру, термины охрана труда в растениеводстве и организация труда в животноводстве уже давно забыты и не встречаются в официальных документах.
Такое сложившееся положение, которое подрывает значимость вопросов связанных с охраной труда, прямо противоречит требованиям Конституции и Трудового кодекса. Так как в разделе о социальном статусе очень четко прописаны положения касающиеся охраны труда по стране в целом, причем там описаны механизмы не только федерального уровня, но и более мелкого регионального.
Такая политика государственных властей (исполнительной власти на местах и в центре) не способствуют повышению уровня безопасности и защите работников сельскохозяйственной сферы, включая персонал, работающий на предприятиях занимающихся ремонтом и обслуживанием техники и оборудования агропромышленных предприятий.
В связи с этим для того, что бы охрана труда в сельском хозяйстве была признана на официальном уровне и позволяла действенно регулировать рабочие процессы на сельхоз предприятиях были озвучены ряд предложений. В них говорится:
1. Необходимо в новом Положении о Мин сельского хозяйства РФ пересмотреть и восстановить раздел касающийся обязанностей министерства по вопросам охраны труда, с учетом рыночной экономики.
2. Восстановить отдел (службу) по обеспечению охраны труда в отрасли, которая должна иметь свои подразделения по всей вертикали от верху до низа так же с учетом рыночных отношений.
3. В регионах профильному министерству проводить постоянную политику, касающуюся на улучшение охраны труда на предприятиях, при этом акцентируя внимание и задачи на средние и мелкие сельхоз предприятия, а так же мелкие и частные фермерские хозяйства.
4. Проводить постоянно сбор и анализ информации по производственному травматизму и профзаболеваний во всех отраслях сельского хозяйства. После чего издавать регламентированные документы с результатами такого анализа и предложениями (требованиями) по недопущению подобных случаев или направленными на сокращение таких случаев. Для этого необходимо создавать различные брошюрки и методички руководителям предприятий и представителям исполнительной власти на местах в регионах.
Кроме выше изложенных предложений существует еще множество других, которые мы не стали описывать так как они повторяют суть написанных выше с конкретизацией исполнителей и механизмов.