Выбор своего бизнеса во многом определяется экономической перспективностью той или иной деятельности. Начинающему предпринимателю стоит обратить внимание на бурно развивающийся сектор российской экономики – сферу услуг.
Сфера услуг – это совокупность видов деятельности, направленных на производство и реализацию услуг населению.
С конца девяностых годов изменилось отношение государства к производству и поставке услуг населению. За прошедшие годы заметно повысилась доля сферы услуг в ВВП, но тем не менее Россия отстает по эти параметрам от стран Европы и США. Так, экономику США иногда называют сервисной, так как доля сервисного обслуживания в ВВП США составляет 77%.
К тому же сфера услуг играет важную роль в трудовой занятости населения. Производство услуг в некоторых случаях не требует больших капиталовложений и гарантирует создание рабочих мест, экономическую стабильность. В других случаях обеспечивет совершенствование и развитие промышленности.
Сегодня сфера услуг значительно совершенствуется, внедряются новые технологии и современные формы обслуживания и взаимодействия с клиентами, повышается деловая активность и конкуренция среди сервисных компаний.
Классификации и характеристика услуг различны в соответствии к выбранными критериями. Однако можно выделить некоторые, которые дают общее представление о таком виде предпринимательской деятельности как сфера обслуживания.
По критерию «потребности населения»: услуги по производству материальных благ (бытовое обслуживание, транспорт, связь), по производству духовных благ (образование, наука, физическая культура и спорт, искусство), производство в социальной сфере (ЖКХ, здравоохранение, торговля).
По критерию «осязаемости – неосязаемости» Ловелок выделяет:
а) услуги, представляющие собой осязаемые действия, которые направлены на тело человека (здравоохранение, спорт и туризм, общественное питание, транспорт, салоны красоты и парикмахерские и т.д.);
б) услуги, представляющие собой осязаемые действия, которые направлены на другие физические объекты (грузовой транспорт, ветеринарные услуги, ремонт и обслуживание оборудование, бытовые услуги);
в) услуги, представляющие собой неосязаемые действия, направленные на сознание человека (СМИ, информационные, образование, учреждения культуры);
г) услуги представляющие собой неосязаемые действия с неосязаемыми активами (страхование, банки, юридические услуги и другие)
По критерию «экономически значимые цены» подразделяются на рыночные (транспорт, торговля, образование, здравоохранение, бытовые, финансовое посредничество и другие) и нерыночные (наука, бесплатное образование и медицина, оборона, управление)
По критерию «объект предоставления услуг» Евросоюз выделяет три вида: а) для потребителя (авторемонт, косметические салоны, общественное питание, гостиничный бизнес и т.д.); б) для бизнеса (юридические, аудиторские, консультационные, информационные, компьютерные, оптовая торговля, и другие); в) для потребителя и бизнеса.
Необходимо обратить внимание на такой фактор развития сферы услуг как территориальное размещение. Каждый регион в силу своих природных и этнических особенностей формирует поределенный набор потребительских услуг. Надо отметить, что все же объем платных услуг по России в последние годы заметно увеличился.
Итак, если сфера услуг — окончательный выбор начинающего бизнесмена, то необходимо иметь в виде некоторые особенности услуг. Услуги производятся и потребляются одновременно, поэтому их сбыт зависит от квалификации песонала. Они неосязаемы, поэтому важным фактором экономического роста предприятия является доверие потребителя. Имеются трудности в выделении и учете услуг.