Этот автомобиль с реактивным двигателем может развивать скорость до 1287 км/ч и больше напоминает низколетящий самолет. Это чудо называется Bloodhound Land Speed Record — машина, которой пока нет равных в мире. Она едет быстрее, чем любой реактивный истребитель, и, по словам инженеров, скоро побьет собственный рекорд скорости компании Bloodhound.
Абсолютный рекорд скорости
Рон Эйерс, главный инженер проекта, а также Энди Грин, пилот истребителя Королевских ВВС в отставке, считают, что ни один реактивный самолет не может продемонстрировать устойчивую скорость на малых высотах более 1600 км/ч. В противном случае конструкция просто не выдержит и машина разлетится на куски. Это абсолютный возможный рекорд, которого, впрочем, пока никто не достиг.
Эти двое знают, что говорят. Они были частью команды, которая работала над Thrust SSC (сверхзвуковым автомобилем), который пролетел над пустыней Блэк-Рок в Неваде в 1997 году, установив текущий мировой рекорд наземной скорости — 1227 км/ч. Эйерс курировал аэродинамику, а Грин, который провел тысячи часов в F-4 Phantoms и Eurofighter Typhoons, вел машину.
Устройство чудо-машины
Автомобиль — это неправильное название остроконечного бладхаунда. Визуально его корпус состоит из трех частей. В шасси входят кабина водителя, двигатель и руль, расположенный спереди. Bloodhound приводится в движение тем же реактивным двигателем, что и на самолетах Eurojet EJ200, но он оказывается недостаточно мощным, чтобы разогнать машину до 1287 км/ч.
Вот почему инженеры дополнили двигатель ракетой Nammo норвежской разработки. Но появилась другая проблема — от такой скорости начали лопаться шины. Тогда команда создала прочные алюминиевые колеса, чтобы они могли скользить по твердому покрытию пустыни. На видео, размещенном на YouTube чуть больше года назад, Bloodhound плавно разгоняется от 0 до 1000 км/ч за 50 секунд. Но это еще далеко от рекорда.
Как машина «летает» по земле
Чтобы дать Bloodhound достаточно скорости и потом безопасно остановить его, инженеры разработали трехступенчатую систему, которая начинается с расширения аэродинамических скоростных тормозов. Затем на скорости около 965 км/ч задействуется тормозной парашют — одна из самых сложных и непредсказуемых систем автомобиля. Когда Bloodhound замедляется до 320 км/ч, пилот может использовать передние дисковые тормоза.
То, как сверхзвуковой наземный аппарат выдерживает сопротивление и ударную волну и как остается устойчивым и управляемым на такой огромной скорости, кажется чудом. Однако создатели машины полагались исключительно на вычислительную гидродинамику и законы физики. Несмотря на передовые технологии, все могло пойти не так.
Проблемы и сомнения
«Мы уже разогнались до скорости более 965 км/ч на Thrust SSC, так что это хорошо изученная территория в сверхзвуковом регионе, — говорит Рон Эйерс. — Но теперь мы работаем на другом автомобиле, поэтому предпримем все меры предосторожности, которые только можно себе представить. Это будет очень жестко контролируемая программа, пока мы не достигнем сверхзвуковых скоростей с приличным запасом».
Поскольку Bloodhound движется быстрее, его скорость может поставить под угрозу его структурную целостность. «У нас повсюду множество тензодатчиков, поэтому мы можем определить, что может произойти, и вовремя отступить, — говорит Эйерс. — Мы продвигаемся точно так же, как и при испытаниях нового сверхзвукового самолета».
В планах — новый рекорд
Пилот Энди Грин говорит: «С точки зрения технологии, скорости и процессов принятия решений многое можно сравнить с полетом на сверхзвуковом истребителе. В некотором смысле это более простая задача — просто удержать автомобиль на земле на подготовленной поверхности, если будет хорошая погода».
В октябре 2019 года команда из Англии собрала машину и вылетела в Южную Африку для проведения испытаний в пустыне Калахари. Через месяц после прибытия Грин разогнался до 1010 км/ч без помощи ракеты. Его триумф был оценен Ианом Уорхерстом, бизнесменом из Йоркшира, который финансирует попытку Bloodhound установить новый рекорд наземной скорости.
Уорхерст говорит: «Достижение такой скорости на одном лишь двигателе без ракеты — это настоящая веха, и она показывает, на что способны команда и машина». Затем команда отвезла Bloodhound обратно в Англию вместе с миллиардами битов данных, готовых для анализа. В частности, инженер Эйерс должен определить точное размещение дополнительной ракеты, необходимой для увеличения скорости. Команда планирует вернуться в южноафриканскую пустыню осенью 2021 года, усовершенствовать гибрид реактивного самолета и установить новый рекорд скорости.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание