КАМАЗ «Тайфун» дебютировал в 2011 году. Что же это за техника с таким странным названием? История этих автомобилей началась еще в советские времена — в начале восьмидесятых годов прошлого века, когда Министерство обороны дало заказ военно-промышленному комплексу разработать бронированные машины, способные перевозить большие грузы, для войск специального назначения. В эту программу попали монстры советского автомобилестроения, такие как КАМАЗ, МАЗ, Урал. Согласно требованиям заказчиков, броневики должны были иметь унифицированные взаимозаменяемые узлы, но развал страны уничтожил проект. Однако наработки, приобретенные в то время, пригодились в 2010 году, когда было принято решение создать бронированный автомобиль для десантных подразделений. Первой серьезной попыткой сделать шаг в этом направлении и стал КАМАЗ «Тайфун».
Данная модель привлекает к себе внимание особым нестандартным кузовом, форма которого напоминает шестигранную гайку. Дно у автомобиля выполнено в виде литеры V. КАМАЗ «Тайфун» снабжен композитной керамоброней, которая в сочетании с оригинальной формой днища позволяет выдерживать взрывы мощностью до 8 кг тротилового эквивалента.
В настоящее время разрабатываются несколько платформ, которые послужат базой для создания целой линейки моделей. Это будут военные машины различного назначения, с разнообразной комплектацией и оборудованием.
Бронеавтомобиль КАМАЗ «Тайфун» планируют выпускать с корпусным и модульным кузовом, а также с центральным расположением силового агрегата. Семилитровый двигатель в сочетании с турбонаддувом отличается мощностью в 450 л. с., при этом расход топлива составляет 35 литров солярки на сто километров. Мотор работает в паре с шестиступенчатой коробкой передач и в сочетании с независимой подвеской каждого из шести ведущих колес выдает вездеходу КАМАЗ-63968 «Тайфун» не имеющую аналогов в мире проходимость. Возможность регулирования системы автоподкачки шин непосредственно из кабины водителя помогает не только при повреждении колес, но и во время преодоления труднопроходимых участков.
Главным критерием оценки автомобиля КАМАЗ «Тайфун» стала защита этого уникального транспортного средства. Разработчики облекли его в керамическую броню (керамика значительно легче аналогичной бронестали), которая в состоянии выдерживать пули, выпущенные из крупнокалиберного пулемета, с расстояния в 200 метров. Водительская кабина оснащена бронестеклами (вес такого стекла составляет 300 кг/м2), которые также способны защитить от выстрелов из упомянутого оружия.
«Тайфуны» планируется выпускать и во вспомогательных версиях, а именно в качестве пожарных машин, минных тральщиков, саперных «поисковиков», понтоновозов, эвакуаторов. Боевые варианты служат для оперативной переброски войск спецназначения. Кроме того, предусмотрены модификации рассматриваемого броневика, предназначенные для перевозки зенитно-ракетных комплексов и артиллерийских систем.
По утверждению конструкторов, в автомобиле КАМАЗ «Тайфун» практически нет серийных узлов и элементов, все было разработано «с нуля». Хотелось бы надеяться, что самые удачные решения будут применены и в гражданской технике.