За прошлый год мошенники убедили десятки тысяч граждан добровольно расстаться с кровно заработанными. От действий кибермошенников пользователи онлайн-банкинга потеряли за 2020 почти десять миллиардов рублей. Причем способы обмана становятся все более изощренными. Хотя в большинстве случае прекрасно работает та же социальная инженерия.
Общие потери
Почти во всех СМИ граждан регулярно предупреждают о том, что не надо поддаваться посулам, угрозам и уговорам мошенников. Но это все равно не помогает и Центробанку (ЦБ) приходится суммировать общие годовые потери граждан. Легкомысленность и доверчивость обошлась россиянам в огромную сумму.
За 2020 год, без согласия клиентов, преступники провели около 773 тысяч банковских операций. А это на 34% больше показателей предыдущего периода. При этом на 52% вырос финансовый объем подобных транзакций. В цифрах это 9,77 миллиарда рублей.
Способы мошенничества
Для отъема кровно заработанных средств у населения киберпреступники стали реже использовать методы социальной инженерии. По итогам прошлого года этот показатель снизился до 61,8% (до этого был 68,6%). Успешность применения таких технологий для обмана клиентов банка также объясняется утечками их персональных данных.
Центробанк подчеркивает, что в большинстве случаев данные крадут из некоммерческих и торгово-сервисных предприятий, а не из кредитных. Хотя и последним ЦБ рекомендует активно информировать клиентов о различных рисках мошенничества. По мнению регулятора, граждане должны в полной мере осознавать, что секретные слова, пароли из СМС, данные карты и другую персональную информацию нельзя сообщать каким-то посторонним лицам. Ее разглашение может привести к потере денежных средств.
Помимо этого существуют и программы-вымогатели. По словам специалистов сферы кибербезопасности, троянские вирусы могут активно атаковать банковские учреждения, что сулит мошенникам хорошие прибыли. Трояны могут маскироваться под популярные приложения и собирать через них персональную информацию клиентов банка или списывать денежные средства.