Широко распространено мнение, что жизнь в Советском Союзе была однообразной и серой. И это касалось всего: одежды, мебели, автомобилей. Отчасти это действительно так. Однако, касаемо автопрома СССР, хотя широким модельным рядом он и не мог похвастаться, цветовой гаммой отечественный производитель легковушек мог порадовать и даже удивить.
Первый опыт
Конечно, в стране Советов личное транспортное средство было доступно далеко не каждому. И даже имея достаточно средств, гражданам приходилось несколько лет ожидать своей очереди на приобретение заветного автомобиля. И в момент покупки будущие владельцы не очень-то привередничали по поводу его цвета.
В довоенное время автомобили не могли похвастаться цветовым разнообразием. Более того, практически все транспортные средства окрашивались в черный цвет. В потоке машин довоенного времени встретить авто серого или темно-зеленого цвета было большой редкостью.
В послевоенные годы отечественный автопром стал более «легкомысленным», на дорогах появились машины серого, синего, бежевого, зеленого, коричневого цветов. Министр автомобильной промышленности даже утвердил жизнерадостные бирюзовый и фисташковый цвета.
Но номенклатурному транспорту, ЗИМам и «Чайкам», по-прежнему полагался солидный черный колер, а автомобили яркого или двухцветного окраса уходили на экспорт.
Отечественным водителям доставался транспорт («Москвичи» и «Победы») серого, бежевого и сине-зеленого цветов.
В начале 60-х цветового разнообразия прибавилось. У советских автолюбителей даже появилась возможность (за отдельную плату) заказать автомобиль в двухцветном исполнении. По черному цвету становилось понятно, что транспорт перевозит важного партийного деятеля или управленца. Простой гражданин СССР приобрести машину черного цвета не имел возможности.
Как все менялось
Сломал ситуацию волжский автозавод в 1970, начав выпускать близнецов «Фиата» в пяти расцветках: зеленый, синий, палевый, светло-серый и вишневый. А через несколько лет автомобили и вовсе стали окрашиваться в яркие цвета: желтый, оранжевый, разные оттенки красного, зеленый.
В это же время советский автопром ввел совершенно новый для отечественного транспорта тип окраски – металлик. Первые варианты имели романтичные названия: «Орфей» (золотистый) и «Снежная королева» (серебристый). К 1977 году список пополнился «Аллигатором» (зеленый), «Форелью» (голубой) и «Садко» (синий).
К середине 80-х красочное безумие достигло апогея, автолюбители уже не стремились выделиться кричащей расцветкой и старались приобретать авто спокойного цвета.
Однако ВАЗ не выпускал с конвейера ни одной модели без ярко-белого, вишневого и зеленого вариантов окраски. Культовыми цветами заката СССР были вишневый и «мокрый асфальт».