В советское время этот маленький автомобиль был предметом шуток и анекдотов. Он был героем короткометражных фильмов и наивных комедий. В нем было тесновато и шумно. Он был не совсем надежен, однако пользовался уважением и даже любовью простых людей. Речь, конечно же, о малолитражке «Запорожец».
С чего все началось
Лет через 10 после Великой Победы руководство страны поставило нашему автопрому задачу: спроектировать и начать серийное производство недорогой легковушки. К тому времени наша автомобильная промышленность уже выпускала несколько моделей легковых авто.
«Победа» производилась небольшими партиями, использовалась в качестве такси, для работы в скорой помощи. «Москвич-402», пришедший на смену «Москвичу-400», был машиной сравнительно дорогой, и объемы его выпуска были также невелики.
Европейские страны к этому времени уже освоили массовое производство незатейливых микролитражек. Однако вопрос приобретения технологии производства такой машины не рассматривался, так как много средств отнимало восстановление разрушенного войной народного хозяйства, и страна не могла себе этого позволить.
Первый образец
Уже в 1957 году на АЗЛК был создан первый экземпляр, его окрестили «Москвич-444». Он, естественно, не был оригинальным. В то время было обычной практикой использование удачных решений известных производителей. Модель представляла собой своего рода компиляцию заимствований от «Фиат-600» и «Фольксваген Жук».
Советские конструкторы при этом не занимались слепым копированием. Они постарались адаптировать новый автомобиль к нашим условиях эксплуатации и возможностям производства. Усовершенствованная подвеска в совокупности с увеличенным размером колес значительно увеличили проходимость.
Двигатель воздушного охлаждения здорово смахивал на чешский от компании «Татра», чем-то был похож на мотор BMW, который разработали к тому времени для армейского вездехода. Неоспоримым преимуществом двигателя была его дешевизна и уникальная ремонтопригодность.
Нужен новый автозавод
К этому времени АЗЛК активно готовил серийный выпуск «Москвич-402», и стало ясно, что производство двух таких разноплановых машин завод не потянет. В связи с этим Совмин принял решение новый автомобиль производить на Запорожском заводе «Коммунар», который в то время занимался выпуском техники для сельского хозяйства. Одновременно дочернему Мелитопольскому заводу было поручено производство двигателей.
К лету 1959 года первый образец авто был собран, его сразу же отправили на ВДНХ. Было решено запустить серийное производство автомобиля. Летом 1960 года в машине прокатился лично Н. С. Хрущев, он был очень доволен новинкой и оценил ее как «хороший подарок для трудящихся».
В ноябре 1960 года завод начал серийное производство, машина получила индекс ЗАЗ-965 и ей присвоили собственное имя: «Запорожец». Так началась история известной марки.
Машина оказалась действительно недорогой и доступной. Она стоила на 40 % меньше, чем «Москвич» и в три раза была дешевле «Волги». В начале 60-х «горбатого», так прозвали автомобиль в народе, можно было приобрести за 20 среднемесячных зарплат того времени. Для многих обычных семей это было верхом счастья.
Преимущества и недостатки
ЗАЗ-965 в компании европейских аналогов того времени выглядел довольно прилично. В салоне могли разместиться 4 человека, расход топлива был небольшим — всего пять с половиной литров, реально в процессе эксплуатации машина набирала скорость до 80-90 км/ч. Кстати, ветровое стекло было унифицировано с задним, то есть они были взаимозаменяемыми.
В те времена не было развернутой сети СТО, запасные части были в остром дефиците, и владельцу «Запорожца» приходилось осваивать массу специальностей для того, чтобы машина была постоянно на ходу. Система обогрева салона была автономной.
Недостатков у «Запорожца» хватало. Это и тесный салон, и высокий уровень шума от двигателя. Багажное отделение было крошечным, большую его часть занимала запаска.
По дорогам страны
В 60-е годы было выпущено более 320 000 автомобилей этой марки различных модификаций. Был и экспортный вариант, который отличался наличием левого зеркала заднего вида и радиоприемника. Был вариант с ручным управлением для инвалидов. Ими же обеспечивались бесплатно инвалиды войны. Модель ЗАЗ-965 С предназначалась для перевозки почты.
С самого начала автомобиль зарекомендовал себя с лучшей стороны в сельской местности, так как имел высокую проходимость. В городских условиях высоко ценилась его высокая маневренность, низкий расход топлива, прочность кузова.
Возрождение знаменитой марки
В наше время украинские разработчики вернулись к идее возрождения знаменитой марки. Сохранив концепцию автомобиля, они полностью изменили его конструкцию, внедрив в нее современное оборудование. Двигатель перенесли в переднюю часть, это сделало систему охлаждения значительно проще. Новая модель получилась компактной, ее длина не превысила 4 метров, салон, несмотря на это, оказался довольно вместительным. В нем свободно смогут разместиться 4 взрослых человека. Узнать в новой модели черты «Запорожца» можно по сохранившимся с боков жабрам.
Разработчики пока не раскрыли набор силовых агрегатов, предназначенных для нового автомобиля. Его заниженный клиренс подтверждает замысел производителей эксплуатации авто в условиях города. Из-за этого новинка выглядит слегка приземистой.
«Запорожец» стал элементом эпохи. Это была эпоха высокого полета Ю. А. Гагарина, спуска на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» и первого собственного автомобиля. Скорее всего, «Запорожца».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание