60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В советское время этот маленький автомобиль был предметом шуток и анекдотов. Он был героем короткометражных фильмов и наивных комедий. В нем было тесновато и шумно. Он был не совсем надежен, однако пользовался уважением и даже любовью простых людей. Речь, конечно же, о малолитражке «Запорожец».

С чего все началось

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Лет через 10 после Великой Победы руководство страны поставило нашему автопрому задачу: спроектировать и начать серийное производство недорогой легковушки. К тому времени наша автомобильная промышленность уже выпускала несколько моделей легковых авто.

«Победа» производилась небольшими партиями, использовалась в качестве такси, для работы в скорой помощи. «Москвич-402», пришедший на смену «Москвичу-400», был машиной сравнительно дорогой, и объемы его выпуска были также невелики.

Европейские страны к этому времени уже освоили массовое производство незатейливых микролитражек. Однако вопрос приобретения технологии производства такой машины не рассматривался, так как много средств отнимало восстановление разрушенного войной народного хозяйства, и страна не могла себе этого позволить.

Первый образец

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Уже в 1957 году на АЗЛК был создан первый экземпляр, его окрестили «Москвич-444». Он, естественно, не был оригинальным. В то время было обычной практикой использование удачных решений известных производителей. Модель представляла собой своего рода компиляцию заимствований от «Фиат-600» и «Фольксваген Жук».

Советские конструкторы при этом не занимались слепым копированием. Они постарались адаптировать новый автомобиль к нашим условиях эксплуатации и возможностям производства. Усовершенствованная подвеска в совокупности с увеличенным размером колес значительно увеличили проходимость.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Двигатель воздушного охлаждения здорово смахивал на чешский от компании «Татра», чем-то был похож на мотор BMW, который разработали к тому времени для армейского вездехода. Неоспоримым преимуществом двигателя была его дешевизна и уникальная ремонтопригодность.

Нужен новый автозавод

К этому времени АЗЛК активно готовил серийный выпуск «Москвич-402», и стало ясно, что производство двух таких разноплановых машин завод не потянет. В связи с этим Совмин принял решение новый автомобиль производить на Запорожском заводе «Коммунар», который в то время занимался выпуском техники для сельского хозяйства. Одновременно дочернему Мелитопольскому заводу было поручено производство двигателей.

К лету 1959 года первый образец авто был собран, его сразу же отправили на ВДНХ. Было решено запустить серийное производство автомобиля. Летом 1960 года в машине прокатился лично Н. С. Хрущев, он был очень доволен новинкой и оценил ее как «хороший подарок для трудящихся».

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В ноябре 1960 года завод начал серийное производство, машина получила индекс ЗАЗ-965 и ей присвоили собственное имя: «Запорожец». Так началась история известной марки.

Машина оказалась действительно недорогой и доступной. Она стоила на 40 % меньше, чем «Москвич» и в три раза была дешевле «Волги». В начале 60-х «горбатого», так прозвали автомобиль в народе, можно было приобрести за 20 среднемесячных зарплат того времени. Для многих обычных семей это было верхом счастья.

Преимущества и недостатки

ЗАЗ-965 в компании европейских аналогов того времени выглядел довольно прилично. В салоне могли разместиться 4 человека, расход топлива был небольшим — всего пять с половиной литров, реально в процессе эксплуатации машина набирала скорость до 80-90 км/ч. Кстати, ветровое стекло было унифицировано с задним, то есть они были взаимозаменяемыми.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В те времена не было развернутой сети СТО, запасные части были в остром дефиците, и владельцу «Запорожца» приходилось осваивать массу специальностей для того, чтобы машина была постоянно на ходу. Система обогрева салона была автономной.

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

Недостатков у «Запорожца» хватало. Это и тесный салон, и высокий уровень шума от двигателя. Багажное отделение было крошечным, большую его часть занимала запаска.

По дорогам страны

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В 60-е годы было выпущено более 320 000 автомобилей этой марки различных модификаций. Был и экспортный вариант, который отличался наличием левого зеркала заднего вида и радиоприемника. Был вариант с ручным управлением для инвалидов. Ими же обеспечивались бесплатно инвалиды войны. Модель ЗАЗ-965 С предназначалась для перевозки почты.

С самого начала автомобиль зарекомендовал себя с лучшей стороны в сельской местности, так как имел высокую проходимость. В городских условиях высоко ценилась его высокая маневренность, низкий расход топлива, прочность кузова.

Возрождение знаменитой марки

60 лет назад Запорожский завод «Коммунар» выпустил первую партию малолитражных легковых автомобилей «Запорожец». А что с «горбатым» сейчас?

В наше время украинские разработчики вернулись к идее возрождения знаменитой марки. Сохранив концепцию автомобиля, они полностью изменили его конструкцию, внедрив в нее современное оборудование. Двигатель перенесли в переднюю часть, это сделало систему охлаждения значительно проще. Новая модель получилась компактной, ее длина не превысила 4 метров, салон, несмотря на это, оказался довольно вместительным. В нем свободно смогут разместиться 4 взрослых человека. Узнать в новой модели черты «Запорожца» можно по сохранившимся с боков жабрам.

Разработчики пока не раскрыли набор силовых агрегатов, предназначенных для нового автомобиля. Его заниженный клиренс подтверждает замысел производителей эксплуатации авто в условиях города. Из-за этого новинка выглядит слегка приземистой.

«Запорожец» стал элементом эпохи. Это была эпоха высокого полета Ю. А. Гагарина, спуска на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» и первого собственного автомобиля. Скорее всего, «Запорожца».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.