Советский грузовой автомобиль ЗИС-151 (фотографии размещены на странице) выпускался на Московском заводе имени Сталина с 1948 по 1958 год.
Разработка
Первые трехосные опытные образцы были созданы в 1946 году. Один вариант грузовика, ЗИС-151-1, имел односкатные колеса и цельнометаллическую кабину от модели ЗИС-150. Второй образец, ЗИС-151-2, оснащался двускатными задними колесами и предназначался для перевозки многотонных грузов.
Оба автомобиля должны были пойти в крупносерийное производство. Часть машин планировалось выпускать для народного хозяйства, часть — для вооруженных сил. Армейские грузовики оснащались системой подкачки колес.
Летом 1947 года представители командования Советской армии принимали на вооружение грузовики ЗИС-151. На полигоне собрались высшие чины интендантства и генералы сухопутных войск. На сравнительные испытания вывели американский трехосный «Студебекер» и две модификации ЗИС-151.
Одни военные эксперты высказались за одинарные колеса, мотивируя свой выбор тем, что колея «след в след» предпочтительнее: расход топлива меньше, проходимость лучше. Остальные члены комиссии придерживались мнения, что грузовик с двойными скатами поднимет намного больше груза, а это немаловажно в полевых условиях. В итоге было принято решение поставлять в войсковые соединения двускатные грузовики.
ЗИС-151: технические характеристики
Весовые и габаритные параметры:
- длина автомобиля — 6930 мм;
- высота по линии кабины — 2310 мм;
- ширина максимальная — 2320 мм;
- высота по верху тента — 2740 мм;
- дорожный просвет — 260 мм;
- база колесная — 3665+1120 мм;
- масса полная — 10 080 кг;
- масса снаряженного автомобиля — 5880 кг;
- грузоподъемность — 4500 кг;
- объем двойного бензобака — 2 х 150 литров.
Силовая установка
На автомобиль ЗИС-151 устанавливался бензиновый двигатель марки ЗИС-121 со следующими параметрами:
- рабочий объем цилиндров — 5560 кубических сантиметров;
- мощность, близкая к максимальной, — 92 л. с. при частоте вращения 2600 об/мин;
- число цилиндров — 6;
- расположение — рядное;
- диаметр цилиндра — 100, 6 мм;
- ход поршня — 113,3 мм;
- компрессия — 6 кг/см;
- питание — карбюраторное, диффузорное;
- охлаждение — водяное;
- топливо — А-66, низкооктановое;
Трансмиссия
Грузовик ЗИС-151 оснащается пятиступенчатой механической коробкой передач.
Передаточные числа:
- пятая скорость — 0,81;
- четвертая — 1;
- третья — 1,89;
- вторая — 3,32;
- первая — 6,24;
- задняя скорость — 6,7.
Раздаточная коробка двухступенчатой конструкции:
- первая передача — 2,44;
- вторая — 1,44.
Серийное производство
Первая партия ЗИС-151 сошла с конвейера в апреле-месяце 1948 года. Автомобили выпускались с комбинированной кабиной, собранной из деревянных деталей и металлических листов. Экстерьер машины напоминает обводы американского военного грузовика марки «Студебекер US6».
Грузовик ЗИС-151 был первым автомобилем отечественной разработки со всеми ведущими мостами. После того как производство достигло запланированного уровня, машину стали широко использовать в армейских частях. Военным отправляли модификации, которые могли быть полезны в полевых условиях:
- ЗИС-151А, оснащенный мощной лебедкой;
- ЗИС-151Б, седельный, полноприводный тягач;
- ЗИС-153, экспериментальный полугусеничный грузовик.
Доработка
Первые годы эксплуатации военных грузовиков показали, что машина нуждается в доводке. Двускатные колеса не могли пройти по грязи, наматывали на протекторы вязкий грунт, и автомобиль останавливался. Приходилось очищать покрышки подручными средствами. Постепенно все грузовики переоборудовали, установили односкатные колеса, и проходимость повысилась.
Кроме того, пришлось дорабатывать двигатель, номинальная мощность в 92 лошадиные силы была недостаточной. Путем расточки цилиндров и увеличения степени сжатия удалось поднять мощность мотора на 12 л. с., но и этого было мало. Тяга двигателя стала оптимальной после изменения передаточных чисел трансмиссии.
Ходовая часть
Грузовик ЗИС-151 имеет рамную конструкцию, собранную из 10-миллиметрового швеллера. Клепанные соединения обеспечивают достаточную прочность рамы и лонжеронов, на которых крепится двигатель, трансмиссия и раздаточная коробка.
Два задних моста грузовика полностью идентичны по размерам, тормозным механизмам и креплениям. Вращение от двигателя и трансмиссии передается через карданные валы на дифференциалы, затем — на полуоси, которые оканчиваются мощными несущими фланцами. Колеса надеваются на полуоси и прикручиваются десятью гайками типа футорка.
Тормозная система сто пятьдесят первого построена по принципу пневматического давления. Компрессор нагнетает воздух в ресивер, а оттуда сжатый воздух под давлением в четыре атмосферы поступает в тормозные цилиндры.
Передние колеса монтируются на шкворневых цапфах с большим запасом прочности. Поворотные кулаки приводятся в движение тягами, которые взаимодействуют с червячным механизмом рулевой колонки. Гидроусилителя руля в то время не было, поэтому крутить баранку на тяжелом военном грузовике было под силу только физически выносливым и подготовленным рядовым срочной службы.