В 50-е годы началось проектирование нового автомобиля для правительственных гаражей – модели ЗИЛ-111. Первый эскизный проект машины конструкторы разработали в 1955 году, а ее испытательный образец с названием «Москва» представили уже в 1956 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Какой оглушительный эффект произвел этот автомобиль! Абсолютно новый кузов, чем-то перекликающийся с американским Packard Patrician (партия этих автомобилей была специально закуплена советской стороной), был создан на шасси 110-й модели. Американский аналог с отечественной доработкой?
Опираясь на дизайн и общую концепцию американских авто, талантливые конструкторы ЗИЛа под руководством А. Н. Островцова, который занимал должность главного конструктора ЗИС-110, построили люксовую машину ЗИЛ-111. Специалист в машиностроении (занимавшийся историей Packard) Роберт Тернквист в собственной книге под заголовком «История Паккарда» настаивал на том, что русские создали точную копию Packard Caribbien, воплотив ее в правительственном ЗИЛе. Однако это не так. Первоначально перед стартом работ по проектированию автомобиля велись длительные поиски нестандартных решений для оригинального оформления внешнего облика машины. И они были найдены. Но конструкторы не воплотили их в окончательном образце. Давление свыше вынудило создателей авто приступить к копированию устаревшего дизайна американских аналогов. Да, конечно, ЗИЛ-111, как и «Чайка», имеет внешнее сходство с Packard Patrician производства 1956 года. Черты кузова схожи с Chrysler Imperial Crown. А механическая основа и интерьер создавались на базе модели Cadillac Fleetwood-75. От западных аналогов ЗИЛ-111 отличался большей высотой, что делало его более массивным и тяжелым. Чего, кстати, не скажешь о Cadillac, Chrysler или Packard.
Абсолютно люксовая машина
ЗИЛ-111 обладал всеми обычными атрибутами люксовых американских машин середины прошлого века, а именно: рамным шасси с независимой подвеской, V-образным двигателем, коробкой «автомат», гидроусилителем руля, автоматическими стеклоподъемниками, антенной, мягким верхом и наличием кондиционера. Еще больший шик автомобилю придавала кожаная обивка салона и обилие осветительных приборов. Снаружи же он радовал взор многообразием хрома и наличием небольших, но оригинальных декоративных деталей.
Первый модернизированный ЗИЛ-111 выпустили в 1961 году. Автомобиль обладал совершенно новым оформлением радиатора, бамперов, сдвоенными передними фарами, в остальном же это была прежняя модель. Машина поступила в производство ограниченной серией, потому и получила индекс ЗИЛ-111Г. Она выпускалась 4 года. У автомобиля были круглые фонари сзади, несколько измененная форма ветрового стекла, обновленная рама и более мощный силовой агрегат. На базе ЗИЛ-111Г конструкторы изготовили несколько экземпляров открытых фаэтонов для парадов. Если образец с открытым кузовом на основе ЗИЛ-111 имел индекс ЗИЛ-111В, то новоиспеченный фаэтон получил название ЗИЛ-111Д.
Щедрый подарок высокому гостю
Первый ЗИЛ подобного типа собрали в 1963 году – через 6 месяцев после рестайлинга основного лимузина. В этом же году автомобильный завод посетил Фидель Кастро. Ему от страны Советов подарили открытый автомобиль. Лидер Острова Свободы полетел домой на самолете. А машину по распоряжению советских властей доставили в Гавану на пароходе. Через некоторое время конструкторы собрали еще несколько моделей ЗИЛ-111Д — для торжественных парадов и особо значимых государственных праздников. Впервые автомобили увидели на Красной площади во время парада в 1967 году.
За все время производства было создано 112 автомобилей. Сегодня остались на ходу лишь единичные экземпляры этой уникальной машины. ЗИЛ-111 купить можно только у коллекционеров.