В 2021 году совпало много памятных дат, связанных с побегом российского экипажа Ил-76 из Кандагара. 25-летие события, награждение командира и второго пилота званием Героя России, а также 60-летний юбилей Газинура Хайруллина. На основе реального происшествия в 2010-м был снят фильм «Кандагар», однако Владимир Шарпатов, командир экипажа, которому в марте исполнился 81 год, в интервью поделился тем, о чем четверть века говорить был не готов.
378 дней плена
В августе 1995 года Ил-76 выполнял рейс в Кабул. Это был коммерческий полет. В 90-е годы все зарабатывали как могли, поэтому для воюющего Афганистана летчики везли 34 тонны патронов. Для Владимира Шарпатова это был уже третий рейс, который стал и последним. Самолет талибы принудительно посадили в Кандагаре, обвинив в перевозке запрещенных снарядов. На самом деле, они либо хотели получить выкуп за экипаж, либо решить какие-то свои политические задачи.
Самолет был захвачен, а семь летчиков оказались в плену, пробыв там 378 дней. Условия их содержания были тяжелы — экипаж кормили не каждый день, а воду давали еще реже. В свободное время летчики читали суру и обдумывали план побега. Владимир Шарпатов позже откажется от встречи с Ельциным, о чем будет жалеть.
Находясь в неведении, летчики не знали, предпринимаются ли какие-то шаги по их освобождению. Оказалось, что президент РФ держал ситуацию на контроле. Россия предлагала выкуп в размере 2 млн долларов, а после отказа талибов планировала операцию по освобождению экипажа с помощью спецназа Рабани и России. Но за неделю до ее начала Владимир Шарпатов и его команда совершили побег.
Побег на Ил-76
Самолет стоял без дела, поэтому летчики постоянно напоминали талибам, что он выйдет из строя, если его не эксплуатировать. Боевики хотели, чтобы члены экипажа по одному выезжали с базы, чтобы обучать афганцев летному делу. Но Шарпатов утверждал, что нужен весь экипаж, чтобы управлять самолетом. Жарким днем 16 августа 1996 года талибы привезли летчиков на аэродром. Когда двигатель не завелся и Шарпатов сказал, что им потребуется 30 минут, талибы на время покинули лайнер, оставив троих боевиков в грузовом отсеке.
Командир экипажа понял, что нужно действовать. Устранив неполадку, он вывел лайнер на взлетную полосу. Экипаж буквально на секунды опередил бегущих к самолету боевиков.
На борту произошла драка с тремя талибами, которые были связаны и обезоружены. Газинур Хайруллин, второй пилот, которого в фильме сыграл Владимир Машков, в интервью отказался рассказать, что происходило внутри Ил-76, предлагая зрителями руководствоваться тем, что показали в фильме.
Что скрывал командир экипажа
Владимир Шарпатов (в фильме — Александр Балуев) и второй пилот были награждены золотой звездой Героев России. Им удалось посадить самолет в Шардже (ОАЭ), пролетев над Ираном. Однако командир экипажа никогда не признавался, что последний раз все вместе летчики собрались на награждении орденами и медалями. Даже на десятилетие побега никто из экипажа не приехал. Сам Шарпатов заявил, что перестал летать со своими коллегами. С двумя он отказался работать сразу, а с двумя еще летал, впоследствии пожалев об этом.
Что же произошло на борту лайнера, рассорив экипаж? Судя по всему, во время драки с талибами не все проявили себя с лучшей стороны. Видимо, все семеро не могут быть одновременно героями. Но раскрывать, что же произошло на борту, ни командир, ни второй пилот не готовы до сих пор.