Все детские стихотворения, песни написаны взрослыми людьми в сознательном возрасте. Большинство из них уже сами успели стать родителями до того, как стали поэтами. Но до самых преклонных лет они продолжают творить и издавать интересный контент именно для детей. Как им удается, узнаем, как говорится, из первых уст. О профессии детского поэта рассказывают Эдуард Шендерович и дочь Агнии Барто Татьяна Щегляева.
Стих как математическая задачка
«Про один, два, 3, 4, 5», «Про битвы и сражения», «Инопланетяне у египтян» — все это популярные произведения Шендеровича. По словам поэта, он стал сочинять стихи с двенадцатилетнего возраста. Тогда он активно интересовался изучением английского языка и стал пытаться переводить произведения Бернса. К сожалению, записи не сохранились по сей день, о чем поэт очень сожалеет.
И все же это был бесценный опыт, которые помог определиться с будущей профессией. По словам Шендеровича, к созданию стихотворения он относится как к решению математической задачи. То есть существует определенная цель, которую нужно достичь, и концепция, которой следует придерживаться. И все это нужно объединить так, чтобы получился желаемый результат. Поэтому для поэта сочинительство является весьма увлекательным занятием.
Два направления
Примечательно, что Шендерович сочиняет стихотворения не только для детей, но и для взрослых. А это уже разные «математические задачи». По словам поэта, создавать контент для детей гораздо сложнее, чем для взрослых, по ряду причин. Во-первых, подрастающее поколение в силу интеллектуального развития еще не понимает всяких сложных метафор, аллегорий, полутонов. Поэтому стихотворение должно быть простым, понятным, чтобы сразу было ясно, о чем речь, и не было каких-то абстрактных понятий.
Понятно, что взрослый человек мыслит уже другими категориями и может углубиться в пространные размышления: завуалировать какие-то детали словами, оставить читателю пищу для размышления и т. д. Однако такой вариант приемлем для взрослой, но никак не для детской литературы.
Возвращение к истокам
Что остается поэту? Обращаться к своему внутреннему ребенку, переходить на иной уровень сознания, чтобы говорить с детьми на одном языке. Это кропотливая работа, которая требует концентрации, внимания, выбора наиболее подходящих и простых слов. Это как раз тот случай, когда то, что кажется примитивным и простым, в действительности является сложным для создания.
Второй момент — это то, что детские стихотворения должны быть интересными и взрослым в том числе. Ведь это родители читают своим чадам стихи, поэтому контент должен нравиться и им в том числе. Когда стихотворения нравятся и детям, и взрослым одновременно, тогда цель автора достигнута. Именно такие произведения не теряют своей актуальности годами и десятилетиями. На них вырастает не одно поколение детей.
Шендерович признается, что поэты и писатели — это разные люди, хотя вроде как из одной сферы. По его словам, ему тяжело написать сочинение не в стихотворной форме. Гораздо проще подбирать интересные рифмы и работать в этой плоскости.
Критика
«Бычок», «Мишка», «Зайка» — все это детские стихи известной советской поэтессы Агнии Барто, которые смело можно называть народными. За свою жизнь Барто написала сотни стихотворений, поэм и даже сценариев для фильмов. Например, фильм «Подкидыш» с Фаиной Раневской. Помните легендарную фразу «Муля, не нервируй меня!»? Так вот, ее придумала Агния Львовна. За свою жизнь поэтесса была удостоена огромного количества наград, включая орден Ленина, орден Октябрьской Революции, Сталинскую и Ленинскую премии и многие другие.
Дочка писательницы Татьяна Андреевна Щегляева по стопам матери не пошла, а стала кандидатом технических наук. Тем не менее уж кто как не она своими глазами видел, как творила свои шедевры Агния Львовна. Дочка поэтессы, которая очень тесно общалась с мамой при жизни, рассказала о ее детстве.
Оказывается, Барто стала писать, еще когда была совсем маленькой, и главным ее критиком был папа. Именно его смущало, почему меняется размер строчек. Впоследствии за эту особенность поэтессу упрекали уже во взрослом возрасте, однако это, как ни странно, стало отличительной особенностью ее произведений. И если быть честными, то простых читателей такой нюанс мало смущал.
«Поэтесса-энерджайзер»
Первым мужем Агнии Львовны стал писатель Павел Барто. Так получилось, что его фамилию она носила всю свою оставшуюся жизнь, хотя развелась с ним относительно быстро, после рождения сына Гарика. Возможно, всему виной — уж очень раннее замужество, ведь поэтессе было всего восемнадцать лет. Зато именно с супругом Павлом она написала свои первые серьезные работы: «Считалочка», «Девочка чумазая».
После развода Агния Львовна вышла замуж за ученого, одного из ведущих советских специалистов по газовым турбинам Андрея Щегляева, и от него родила дочь Татьяну. Поскольку муж был совсем из другой сферы, не такой творческий, как первый, то Барто приходилось уже самостоятельно придумывать идеи для стихов, подбирать рифмы и т.д.
Дочка поэтессы признается, что ее знаменитая мама в душе всегда была ребенком. Она сохранила ту самую искренность, непосредственность, любознательность и открытость всему новому аж до скончания своих дней. По словам Татьяны Андреевны, мама никогда не сидела на месте, не сидела без дела. Даже на даче, где все отдыхали, она полола грядки или занималась чем-то по дому.
Дети как источник вдохновения
Свое вдохновение поэтесса черпала у детей. Бывало, частенько Агния Львовна отправлялась на детскую площадку и там со стороны наблюдала за детьми, прислушивалась к их диалогам и на основании этого писала свои стихотворения. А иногда поэтесса работала «под прикрытием». Она приходила в школы, говорила будто бы из районо, чтобы ей дали возможность поприсутствовать на уроках. Агния Львовна садилась за последнюю парту и наблюдала за взаимодействием школьников, подмечая интересные моменты.
Правда, однажды произошел казус. Все дело в том, что поэтесса стала при жизни популярной. Она ездила в заграничные командировки, принимала участие в съездах (форумах литераторов, как бы сейчас сказали), поэтому иногда ее показывали по ТВ. И вот однажды, когда в очередной раз Агния Львовна пришла в школу, представившись сотрудником районо, одна девочка узнала ее и воскликнула: мол, а я вас видела по телевизору, вы раньше работали писательницей.
Сама по себе
Забавно, что школьной жизнью собственной дочери Агния Львовна вообще не интересовалась, не следила за успеваемостью дочери, не посещала родительские собрания. Татьяна Андреевна признается, что порой ее мама даже забывала, в каком классе она учится. Но дочь не обижалась и маме неудобств не доставляла, благо училась сама хорошо, да и вела себя тоже хорошо. Что касается родительских собраний, то Барто умышленно их не посещала, чтобы потом о дочке Тане не отзывались как о «мажорке», как сказали бы на сегодняшний манер. А все потому, что семья Агнии Львовны была более чем обеспеченной. К примеру, брат владел целым санаторием в Ялте.
Одержимые профессией
Татьяна Андреевна поделилась воспоминаниями о том, как ее мама создавала новые стихотворения. Как только она сочиняла что-то новенькое, то тут же бежала ко всем домочадцам и начинала читать: хотела послушать обратную связь. Также она тесно общалась с другими писателями, которые были так же одержимы своей профессией, как сама Барто. Например, Сергей Михалков мог позвонить в два часа ночи просто для того, чтобы прочитать Агнии Львовне новые стихи и услышать ее мнение.