«Баллада о солдате» — фильм, получивший признание в Советском Союзе и за рубежом. Режиссер фильма Григорий Чухрай навсегда вошел в историю русского киноискусства как создатель невероятных по внутреннему эмоциональному накалу кинолент о любви к Родине, к матери, к жизни.
Рассказанные простым кинематографическим языком фильмы Чухрая понятны не только русским; не случайно «Баллада о солдате» выдвигалась на премию «Оскар» как один из лучших фильмов о войне.
Но этой известности кинокартины сопутствовала жесткая критика в своей стране и обвинения в искажении исторических фактов и клевете на службу в Советской армии. О непростой судьбе картины, о том, что осталось за кадром, рассказываем нашим читателям.
Рядовой Алеша
Идея создания такого фильма возникла у Григория Чухрая давно, еще во время фронтовых будней на Южном, Донском и Сталинградском фронтах. После увольнения в запас неодолимое желание рассказать о судьбе и короткой жизни обычного солдата захватило будущего режиссера картины.
Сценарий вместе с Чухраем писал еще один фронтовик — Валентин Ежов. Они рассказывали о своем сверстнике, просто о солдате-герое, который без пафоса и громких фраз отдал жизнь за Родину, любовь к которой оказалась сильнее страха смерти.
Первоначально планировалось, что в главных ролях снимутся известные актеры Олег Стриженов и Лилия Алешникова. Но режиссер пришел к выводу, что актеры старше своих героев, это лишало фильм достоверности.
В результате Григорий Чухрай выбрал исполнителей главных ролей среди молодых и неопытных актеров. В главной роли солдата Алеши Скворцова дебютировал студент ВГИКа Владимир Ивашов. Начинающий актер так достоверно и искренне сыграл свою роль, что стал известен во всем мире наравне с голливудскими звездами.
Позже Владимир Ивашов назовет своего новорожденного сына Алешей, в честь героя «Баллады о солдате».
Жанне Прохоренко — первокурснице студии МХАТ — посчастливилось сыграть главную героиню: девушку Шуру, с которой Алеша Скворцов случайно встречается в железнодорожном вагоне и помогает ей добраться до нужной станции.
Шура, по сценарию фильма, будет первой и последней любовью Алеши.
Несправедливые обвинения
В советском прокате фильм появился не сразу и не везде. Режиссеру пришлось получить в свой адрес несправедливые обвинения в том, что героика войны показана в фильме неверно. Тема взята мелко, незначительными событиями, в фильме нет героических сцен.
Кроме того, по мнению приемной комиссии из Главка по производству фильмов, режиссер чернил славу красноармейцев, ведь главный герой признался, что уничтожил два танка врагов с испугу. Не устраивал высокую комиссию и финал фильма, в котором главный герой погибает.
Говорили об исторических неточностях, мол, в начале войны у советского солдата не было погон (появились только в 1943 году), а отпуск был невозможен. Но Чухрай надеялся, что фильм увидят и в других странах, где люди помнят Алешу-освободителя уже в погонах и узнают своего героя. В общем, фильм выходил за рамки принятых в то время фильмов о войне. Чухрая обвиняли еще и в том, что его фильм «Сорок первый» вписывается в ряд значительных фильмов, а «Баллада о солдате» — фильм откровенно слабый.
В результате фильм был запрещен к показу в крупных городах и столицах советских республик, он шел только на периферии, пока картину не увидел Хрущев. Генсек одобрительно отозвался о фильме, после этого открылась дорога для киноленты на международные фестивали и показы.
Эхо прошедшей войны
Картина пользовалась невероятным успехом в прокате, достаточно сказать, что в первый год выхода картины на экран ее посмотрели 30 миллионов зрителей.
Через год, в 1960 году, картину привезли на Каннский фестиваль, где она была удостоена специального приза жюри «За гуманизм идеи и высокое художественное качество».
Помимо успеха в Каннах фильм был номинирован на кинопремию «Оскар» за лучший сценарий, получил премию «Давид ди Донателло» в Италии за режиссуру, был награжден премией BAFTA.
Всего около 100 различных наград получил этот фильм, рассказывающий о войне в судьбе простых людей.
Английский режиссер Ричардсон сравнивал «Балладу о солдате» по силе воздействия на зрителя с поэтическим произведением, а Григория Чухрая называл классиком мирового кино.
Эхо войны, которое звучит в этом фильме, и поныне отзывается в сердцах людей, для которых слова «родная земля», «мама», «любовь», «смерть» не пустой звук.