В этом году исполнилось пятьдесят четыре года, как зрители впервые увидели легендарную комедию Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Несмотря на то, что жизнь идет, времена меняются, на смену устаревшему мышлению, стереотипам приходит все новое, но этот фильм по-прежнему не теряет своей актуальности. Разбираемся, почему.
«Штамповали бы как колбасу»
Кинокритик и историк кино Валерий Фомин считает это «Божьей тайной». У Гайдая немало хороших фильмов, но почему-то ни один не снискал такой популярности, как «Кавказская пленица».
Фомин отмечает, что Гайдай является одним из самых тонких, остроумных, талантливых режиссеров, но все равно в успехе именно данной киноленты есть нечто мистическое: такой секрет, какой еще никому не удалось разгадать. По мнению историка кино, если бы кто-то понял формулу успеха, то такие фильмы стали бы «штамповать, как колбасу». А так «Кавказская пленница» осталась уникальной в своем роде.
Хит на века
Фомин поясняет, что вполне нормально, когда в первый год или даже несколько лет наблюдается повышенный интерес к киноновинке и ее смотрят и 10, и 30, и 50, и даже 80 миллионов зрителей. Но потом популярность идет на спад, поскольку появляются новые фильмы.
Но в случае с «Кавказской пленницей» все не так. Мало того, что сразу после выхода на экраны ее посмотрело рекордное количество людей, так еще и с каждым годом аудитория только увеличивается. Сложно подсчитать и сказать точно, сколько раз за полвека киноленту пересматривали: понятно только, что речь идет о миллиардах раз.
«Скреп»
По мнению Фомина, один из секретов успеха комедии заключается в том, что она является как бы одной из скреп, которая объединяет людей из разных социальных слоев, разных национальностей и разных поколений. Юмор здесь понятен всем: и детям, и взрослым, и богатым, и бедным и т. д. И эти шутки, что немаловажно, на все времена.
Импровизация артистов
Конечно, не последнюю роль сыграл блестящий актерский состав: Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов и многие другие.
Мало кто знает, что многие сцены не были изначально прописаны в сценарии: это чистая импровизация актеров, которые не просто выполняли команды режиссера, а также и сами принимали участие в создании киношедевра.
Например, Никулин предложил использовать цирковой огромный шприц. Вицин же усовершенствовал сцену, предложив оставить на время инструмент в теле героя Моргунова. Конечно, это было не реальное тело, а предварительно подложенная мягкая подушка.