Управленческая культура руководителя: нелёгкая роль флагмана

Современная жизнь руководителя – насыщенная и многогранная, ему приходится решать несколько задач одновременно и при этом соответствовать высокой культуре управления, которая очень востребована в современном обществе. Культура предпринимательства в России выходит на новый уровень развития, поэтому руководители, умеющие чётко и результативно решать поставленные задачи, доводить их до коллектива, управлять и координировать работу фирмы ценятся очень высоко.

Управленческая культура руководителя базируется на определённых нормах:

— юридические нормы. Как и все сотрудники предприятия, руководитель имеет права и обязанности, его деятельность регламентируется нормативными актами, которые он должен хорошо знать и соблюдать.

— моральные нормы подразумевают, что начальник не приравнивается к божеству, у него также должны быть мораль, этика и нравственность.

— организационные нормы определяют различные нормы организационного плана, принятые в организации, режим и график работы подразделений и организации в целом, правила внутреннего распорядка и т.д.

— экономические нормы базируются на экономической деятельности организации.

Профессиональное и нравственное развитие руководителя, его служебная этика, традиции управления – это управленческая культура руководителя, которая включает в себя несколько «подкультур»:

1.Личная культура подразумевает форму общения с подчинёнными, личную гигиену, опрятный внешний вид, уровень квалификации и т.п.

2. Строгое планирование личного и рабочего времени. Управленческая культура руководителя немыслима без чёткой постановки целей и планирования рабочего дня. Грамотный и собранный руководитель должен находить время для работы с персоналом, решения возникающих вопросов и корректировки поставленных целей в связи с изменением задач, встреч с руководителями подразделений, совещаний, переговоров и пр.

3. Отсюда вытекает культура проведения переговоров, совещаний, собраний и т.д.

4. Культура проведения личных бесед с сотрудниками по любым вопросам. Здесь особенно ценится умение выслушать и принять правильное решение.

5. Культура работа с документами и письмами. Руководитель должен наладить чёткий документооборот в своей организации. Все важные письма и бумаги обязательно должны доводиться до ответственных сотрудников. На все письма должен быть дан своевременный ответ. Самое главное – контроль исполнения.

6. Культура ораторского искусства. Поскольку большую часть времени руководитель проводит, общаясь с подчинёнными, умение грамотно излагать свои мысли и доносить до собеседника основную идею нужно развивать постоянно.

7. Современная управленческая культура также включает культуру рабочего места. Стол руководителя не должен быть постоянно завален кучами бумаг, в которых все важные документы будут непременно теряться. Основные текущие документы – всё, что должно быть у начальника на столе. По внешнему виду стола у посетителя складывается первое впечатление о руководителе. Помимо этого, вся мебель в кабинете управляющего должна быть новая, а цветы – иметь ухоженный и цветущий вид.

Управленческая культура руководителя чаще всего рассматривается как стили управления персоналом: авторитарный, демократический (или его разновидность кооперативный стиль), индивидуально-ситуативный и либеральный. У каждого стиля есть свои достоинства и недостатки. В чистом виде стили управления практически не встречаются, скорее, имеют место только смешанные формы с преобладанием черт одного из стилей. Лучше всего выбирать для конкретной ситуации или личностных особенностей подчинённого свой стиль управления. И, вопреки сложившемуся мнению, выбор стиля не зависит от пола руководителя, скорее, от его характера, личного опыта, темперамента и уверенности в своих силах.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.