Трудовые отношения — это особая сфера общественных отношений. На них распространяются не только общепринятые, но также специфические этические нормы. Трудовая этика регулирует отношения не только внутри организации, но также взаимодействие с внешней средой.
История развития вопроса
Этика трудовых отношений имеет длинную и сложную историю развития, которая сопряжена с историей развития труда. Вот основные этапы, на которых стоит заострить внимание:
Составляющие этики
Трудовая этика включает в себя такие основные составляющие:
Ценности — обобщенные оценки жизненных принципов, которые пользуются постоянной привлекательностью для подавляющего большинства людей.
Права — определенное пространство для действий личности.
Обязанности — ограничение пространства для действий личности.
Моральные нормы — нравственные требование, присущие определенной социальной группе.
Взаимоотношения — установленные связи между людьми.
Этические уровни
Трудовая этика реализуется на нескольких уровнях. А именно:
-
общественный — взаимодействие организации с обществом в целом (включая потребителей и поставщиков);
-
организационный — взаимодействие внутри организации (между коллегами, между сотрудниками и начальством);
-
индивидуальный — моральные аспекты взаимодействия между конкретными лицами в рамках организации.
Основные положения
Основные нормы трудовой этики можно сформулировать следующим образом:
Влияние на этику подчиненных
Основой продуктивных взаимоотношений является трудовая этика. Профессиональной этике должны следовать все сотрудники без исключения. С этой целью руководитель может использовать такие методы влияния:
Требования к руководителю
Несмотря на то что ответственность за соблюдение трудовой этики и морали лежит на всем трудовом коллективе, основное внимание приковано именно к руководителю. Именно он подает пример сотрудникам. Вот каким требованиям он должен соответствовать (касательно рассматриваемой тематики):
- знание основных положений этики взаимоотношений в трудовом коллективе, а также обладание навыками применения данных сведений на практике;
- навыки ведения деловой беседы как с равнозначными руководителями, так и с сотрудниками более низкого звена;
- навыки критического разбора поведения подчиненных, а также принятие мер, соответствующих сделанным выводам;
- умение сочетать деловую активность с отдыхом.
Правила для руководителя
Для руководителя трудового коллектива этика является методом эффективного воздействия на подчиненных. Чтобы поддерживать здоровую атмосферу и дисциплину, стоит руководствоваться такими правилами:
Требования к подчиненному
Не стоит недооценивать роли рядовых сотрудников в формировании здорового морального климата на предприятии. Если руководитель — это фундамент, то подчиненные — это «кирпичики», из которых состоит мощная организация. В морально-этическом плане к ним выдвигаются такие требования:
Черты самоактуализированного сотрудника
Каждый руководитель хочет, чтобы в его организации работали самоактуализированные сотрудники. То есть такие, которые ставят интересы предприятия и нормы трудовой этики выше собственных интересов и выгоды. Вот основные черты самоактуализированного сотрудника:
- получает удовольствие от того, что делает свою работу качественно;
- получает удовольствие от поиска выхода из сложных ситуаций;
- работает увлеченно и с азартом;
- относится к работе, как к какому-то личному делу;
- стремится превратить хаос в порядок и привнести мораль в дезориентированный коллектив;
- получает удовольствие от помощи коллегам по рабочим вопросам;
- считают свою работу очень важной как в масштабах организации, так и в масштабах общества в целом;
- самоотверженно стремится к самосовершенствованию.
Гендерные аспекты
В последнее время все больше внимания уделяется гендерным аспектам трудовой этики. В коллективах, где трудятся и мужчины, и женщины, устанавливаются такие правила:
- в рабочих спорах никогда не затрагивайте разницу между полами;
- не позволяйте себе фривольностей в общении:
- в рабочее время характер отношений должен быть исключительно официальным;
- не интерпретируйте дружелюбное отношение как флирт;
- общайтесь на равных;
- не разглашайте личные отношения с коллегой, если таковые имеются.
Заключение
Соблюдение правил трудовой этики — это залог успешного функционирования организации. Ведь эффективная работа коллектива невозможна без конструктивных человеческих отношений. Под этикой труда можно понимать практическую реализацию общепринятых норм, определяющих поведение людей в процессе работы. Ответственность за соблюдение правил лежит как на руководителе, так и на каждом сотруднике организации.