Уличное искусство не сравнить с работами признанных мастеров живописи, выставленными в знаменитых мировых галереях. У этих художников нет лица и имени, а вместо холста они используют стены и тротуары, но увидев их творения на улице, невольный зритель обязательно остановится, чтобы сделать фото на память.
Стрит-арт бывает разным, но сильнее всего воображение будоражат 3D-рисунки, превращающие плоскость стены или асфальта не просто в объемную картину, а в многослойную иллюзию с несколькими планами и перспективами. Познакомьтесь с уникальными примерами стрит-арта, выходящего далеко за пределы обычного понимания граффити.
- Дом на улице Пти-Шамплейн в Квебеке, Канада
- Гигантская книжная полка в Утрехте, Нидерланды
- «Каркамо де Долорес»в парке Чапультепек города Мехико, Мексика
- «Народное стремление к равенству» в Филадельфии, США
- «Догоняй свои мечты» — граффити Одеита в Португалии
- «Лежащая леди» в Озе, Франция
- Оптическая иллюзия Эдгара Мюллера в Дун-Лэаре, Ирландия
Дом на улице Пти-Шамплейн в Квебеке, Канада
Старейшая улица канадского города Квебека носит название Пти-Шамплейн, а расположенный на ней дом № 102 привлекает к себе внимание всех туристов. Все потому, что неизвестный художник изобразил на одной из его стен роскошные сюжетные граффити в стиле оптической иллюзии «тромпель» или «тромплей», что означает «обман зрения». Зрителю кажется, что здание наполовину разрушено, а он смотрит внутрь него. А там — серия сцен, демонстрирующих значимые события в истории города. Здесь можно увидеть пожар 1682 года, после которого в Квебеке вышел закон о строительстве домов только из камня, бомбардировки английской и французской армией 1759 года, которые происходили во время Семилетней войны, и оползни 1889 года, стоившие жизни большому количеству населения города.
К сожалению, даже местные не знают наверняка, кто автор этого уличного шедевра. Но представить себе Пти-Шамплейн без этой динамичной объемной картины жители Квебека уже не могут — это одна из немногих современных достопримечательностей города, наполненного старинной архитектурой и духом прошлого.
Гигантская книжная полка в Утрехте, Нидерланды
Глядя на эту великолепно выполненную работу голландских уличных художников Ян Ис де Мана и Диф Фида, многие думают, что в здании находится если не библиотека, то уж точно книжный магазин. Но это не так — здание является обычным жилым домом, а его жители специально наняли стрит-арт-художников, чтобы те немного «оживили» скучный фасад. Красивая роспись в виде книжной полки стала окончательным проектом лишь потому, что де Ману и Фиду напомнили о ней ступенчатые стены архитектурного сооружения. Когда эскиз был утвержден, художники подошли к делу крайне серьезно, попросив жителей дома составить список самых любимых литературных произведений — впоследствии они «поставили» на живописную полку именно эти «книги».
Вот почему среди нарисованных корешков такое богатое разнообразие писателей и названий: там есть «Маленький принц» Экзюпери, «Джип и Яннеке» Анни Шмидт, «Бегущий за ветром» Холеда Хоссейни, «Девушка в поезде» Полы Хокинс, и даже автобиография Кита Ричардса из «Роллинг Стоунз». Ян Ис де Ман сказал в одном интервью, что этот проект объединяет людей, и он лично видел, как кто-то находил общий язык с самым непохожим на себя человеком, сталкиваясь на почве любви к одной и той же книге.
«Каркамо де Долорес»в парке Чапультепек города Мехико, Мексика
Эта фреска на туннеле, ведущем к резервуару с водой, визуально ошеломляет всех посетителей гидравлического парка Чапультепек в Мехико. Ее авторство нередко ошибочно приписывают знаменитому мексиканскому художнику Диего Ривере, так как он является создателем огромного мозаичного фонтана в центре парка. Но на самом деле само здание было построено архитектором Рикардо Ривасом, а оформлено группой его художников. И форма, и живописное оформление отдают дань одному из главных чудес нашей планеты — воде, которая сыграла одну из важнейших ролей в истории развития и становления Мексики. Для того чтобы выдерживать постоянный приток воды, краска, использованная при создании фрески, была протестирована в специальных лабораториях.
«Народное стремление к равенству» в Филадельфии, США
Филадельфию смело можно было бы назвать одной из всемирных столиц граффити, ведь по всему городу можно насчитать более 3600 самых разных рисунков на тротуарах, стенах и даже внутри некоторых зданий. Особо выделяется среди них «Народное стремление к равенству» — фреска, выполненная в уже знакомом нам жанре «тромпель». На объемной картине изображена большая статуя Авраама Линкольна в процессе активного строительства группами людей из разных временных отрезков, и три этажа, на которых разворачиваются сцены борьбы за равенство: включение афроамериканской культуры в американский образ жизни в период Реконструкции.
«Догоняй свои мечты» — граффити Одеита в Португалии
Говоря о том, что имена и лица уличных художников не известны зрителям их творений, мы, конечно, не подразумеваем таких знаменитостей, как Бэнкси или Одеит. В данном случае можно увидеть, как настенная живопись португальца Одеита выводит оптические иллюзии на совершенно новый уровень, ведь представить, что этот угол и взлетающий «мультяшный» самолетик на самом деле плоские, просто невозможно.
Разумеется, визуальный объем в случае с фреской «Догоняй свои мечты» достигается благодаря манипуляции с выгодной точки — не с каждого ракурса можно увидеть ее так, как показано на фото. Вообще свою популярность Одеит приобрел благодаря менее приятным работам — в частности, это были гигантские насекомые, заставляющие прохожих испытывать неподдельный страх.
«Лежащая леди» в Озе, Франция
Виния — еще одно довольно известное имя среди уличных художников, и на фото можно увидеть ее граффити, созданные для французского фестиваля Magnac Eauze. «Лежащая леди» представляет собой сочетание живописи и природы — обильная зеленая растительность на стене очень органично выглядит в качестве волос на голове чувственной женской фигуры, лежащей в траве.
Оптическая иллюзия Эдгара Мюллера в Дун-Лэаре, Ирландия
Эта работа была создана художником Эдгаром Мюллером еще в 2008 году во время «Фестиваля мировой культуры» в Дун-Лэаре и, возможно, по сей день является лучшим примером линейной перспективы в мире уличного искусства. У людей с паническим страхом высоты такая живопись на тротуаре может вызвать неподдельный ужас, так как манипуляции художника вертикальными линиями создают слишком убедительную иллюзию.