Владината Петрова — автор книги «Как защититься от хамства. 7 простых правил». Женщина отмечает, что обезопасить свою психику от негативного поведения окружающих можно очень просто. Остроумие или быстрая реакция помогут избежать проблем. Однако эти особенности характера далеко не определяющие. Человеку прежде всего необходимо овладеть навыками словесной самообороны. Психология борьбы с хамством очень проста. Людям нужно отвечать не на чьи-то колкие фразочки или неадекватное поведение, а на само вмешательство постороннего.
Смех над агрессором
Смех продлевает жизнь. Этот факт доказали ученые по всему миру. Однако он поможет бороться и с чужим хамством. Довольно часто посторонние примеряют на себя мантию судьи и начинают раздавать суждения об окружающих. Такое поведение стоит пресекать на корню.
Необходимо сразу поставить забор между собой и собеседником. Нужно отметить, что беспокоиться о проблеме не стоит. С решением задачи удастся справиться самостоятельно. Суждения о происходящем «обвинителю» лучше оставить при себе.
Человеку шуткой нужно постараться объяснить, что он превышает допустимые пределы общения. Самому агрессору суждения могут показаться очень ценными и полезными. Однако разрешать беззастенчиво влезать в чужую жизнь точно не стоит. В противном случае терпеть такие нападки от окружающих и посторонних придется почти постоянно.
Описание действий агрессора
Необходимо показать агрессору суть его действий и раскрыть глаза на неправильность поведения. Часто люди сами не осознают пагубность сказанных слов и обвинений. Они просто привыкли так действовать, потому что ни разу не встречали должного отпора.
Нужно попросить человека посмотреть на ситуацию со стороны. Такой совет поможет наилучшим образом оценить положение вещей и понять ошибочность собственных действий.
Можно также сослаться на авторитетных для обидчика людей. Следует попросить его подумать, как бы они восприняли такое поведение и что бы сделали в этом случае. Такая простая просьба сможет «вразумить» любого человека. Поведение агрессора изменится. Есть и другой плюс. Такой своеобразный «холодный душ» заставит каждого пересмотреть отношение к жизни и поможет улучшить качество общения.
Отвлечение внимания
Хамы привыкли цепляться за «жертву» и постоянно ее третировать. Причем нередко они стараются грубить на публике. Унижения других помогают таким людям самоутверждаться и чувствовать себя хозяевами положения.
В таком случае нужно действовать несколько иначе. Следует переключить внимание агрессора на кого-либо другого. Причем лучше использовать выдуманного, абстрактного человека или людей в целом. Никаких связных или логичных доводов приводить не стоит. Внешне они выглядят обычным оправданием. Использование таких приемов только будет раздражать агрессора. Он почувствует слабость жертвы и начнет давить еще сильнее.
Хаму нужно сказать, что ему никто не предоставлял права грубо и надменно разговаривать с людьми. Стоит спросить напрямую, намерен ли человек острить в дальнейшем или собирается построить конструктивную, логичную беседу.
Акцент на определенные слова
Иногда против хама можно использовать его же оружие. Например, можно взять какое-либо слово в речи визави, перестроить и им же ударить по агрессору. На прямые оскорбления можно ответить очень просто. Необходимо поблагодарить хама и представиться. Метод довольно эффектный. Есть и другой плюс. С его помощью агрессоры получат некоторый отрезвляющий душ. В следующий раз эти люди будут думать, прежде чем говорить что-то потенциальной жертве.
Намек на неадекватность
Назвать хамство и словесную агрессию привычным и стабильным поведением невозможно. Такие действия всегда показывают на недалекого человека. Люди, постоянно придирающиеся к окружающим, часто сами испытывают массу проблем. Такие придирки являются обычной защитной реакцией.
Человеку сложно признать затруднения в собственной жизни. Однако мозгами он понимает, что проблемы есть и довольно серьезные. Для восстановления нормального психологического фона люди часто используют нападки на окружающих. Указанный факт можно применять для защиты от хамства.
Например, можно вежливо поблагодарить человека за такое внимание и попросить его разобраться сначала с собственными проблемами. Лезть в чужие дела следует только после этого.
Можно использовать и другую необычную схему. Потенциальная жертва может заявить агрессору, что причина нападок существует только в его воспаленном воображении. Это отрезвит человека. Такие слова также выставят агрессора в дурном свете.
Пресечение агрессии в действии
Нередко люди проявляют агрессию и хамство не словами, а действиями. Например, они могут совершить какой-либо дурной поступок, оскорбительный жест в адрес жертвы. Защищаться нужно и от такого поведения. Необходимо честно признаться, что указанные действия, направленные в вашу сторону, не вызывают никаких приятных эмоций.
Пример простой. Многие люди во время разговора любят показывать пальцем или прикасаться к визави. Если такое поведение для «жертвы» нестерпимо, об этом стоит прямо заявить агрессору. Довольно часто прямой просьбы и жесткого отпора хватает для успокоения провокатора.
Не стоит оценивать поведение человека в конкретный момент времени. Нужно просто сообщить, что указанные действия являются неприемлемыми.
Поддержание дистанции
Часто «жертва» сама распаляет агрессора. Это происходит при игнорировании откровенно хамского поведения. Чужую вежливость и нежелание конфликтовать многие люди начинают считать своеобразным проявлением слабости. Слабых давят. Поэтому даже незначительное проявление агрессии следует пресекать на корню. Иначе ситуация будет развиваться по нарастающей. Человек, проигнорировавший небольшую колкость, будет получать такие комментарии все чаще и чаще. Со временем они начнут становиться острее и оскорбительнее.
Игнорирование чужого хамства разрушает самооценку. Итоги очень неприятные. Человек в целом не может показать адекватных результатов в жизни. Любые проявления инициативы становятся невозможными.