В фильмах все волшебно и понарошку, даже звуки. При просмотре фильма зритель обычно не задумывается, слышит он «естественные» звуки или звуковые эффекты, произведенные с помощью студийного реквизита или синтезированные на компьютере.
Естественные звуки
В каждом фильме они присутствуют. В основном это так называемые «фоновые шумы»: звуки проезжающих автомобилей, поездов, гул пролетающего самолета и т. п. К ним относятся и простые повседневные звуки: шуршание одежды, звук шагов, скрип открывающихся дверей или тиканье часов. Без таких звуков фильмы не были бы столь реалистичны.
Искусственные звуки
В фильмах часто используются звуки, которые создаются с помощью соответствующего реквизита. Особенно актуально это для фильмов фэнтези. Тогда за дело принимаются художники по звуковым эффектам.
Рев доисторического или внегалактического монстра создается с помощью воздушных шаров. Надутый резиновый шар при трении о различную поверхность издает звуки, не похожие на те, что можно услышать в реальной жизни.
Если по сценарию требуется звук сломанной кости или растоптанного монстром животного или человека, используют стебель сельдерея. Его ломают в непосредственной близости от микрофона.
Стук копыт лошади имитируют кокосовым орехом. Им стучат по деревянной поверхности, контролируя темп. Звук летящей в воздухе стрелы получают, резко опуская и поднимая стебель бамбука. Выстрел из пистолета – ударом стали.
Звук ударов в драке получают, ударив сырым стейком по столу. В случае когда требуется очень резкий и жесткий удар – используют книгу.
Звук падения тела получают, роняя или бросая на пол большую книгу, в зависимости от требуемой силы звука.
Звуки качелей или скрип открывающейся двери записывают, сгибая ржавые дверные петли непосредственно перед микрофоном. Особенно страшно звучит такой скрип в фильмах ужасов.
Звук сердцебиения получают ритмичным давлением на дно пластиковой мусорной корзины, а звук поцелуя — поцелуем собственной руки перед микрофоном.
Звуки природных явлений
Для записи звуков дождя не требуется ждать, когда он пойдет, и выходить из съемочного павильона. Используют рис или бекон. С помощью риса, который сыпят из пакета на пол, можно имитировать дождь различной интенсивности. Звук будет меняться в зависимости от высоты, на которой держат пакет, и скорости, с какой из него высыпают зерна.
Не менее эффектно имитирует дождь и звук жарящегося на сковороде бекона.
Для имитации звука ходьбы по снегу в кино используют кукурузный крахмал. Его насыпают в большую коробку, затем обувью начинают «шагать» по нему, вдавливая ее в крахмал.
Огонь почти не издает звуков в реальной жизни. Но в кино огонь всегда сопровождается звуком. Получают его сжатием пластиковой ударопрочной пленки или кулинарной бумаги в руке.