В декабре прошлого года любители оперной музыки порадовались новой премьере. Впервые в истории театра «Санктъ-Петербургъ Опера» зрителям предложили насладиться произведением, созданным по мотивам трагедии Софокла. Режиссеру-постановщику Юрию Александрову и художнику Вячеславу Окуневу удалось создать на сцене настоящий зрелищный голливудский хоррор. Опера «Электра» была поставлена при поддержке Министерства культуры РФ. Образы и перипетии древнегреческой трагедии создатели считают одновременно и вечными, и остроактуальными. Накал произведения, привлекшего в 19-м веке Рихарда Штрауса, оказался созвучным и нашему времени.
О чем спектакль?
Об «Электре» критики отзываются как о произведении, которое непросто слушать в наше психологически дискомфортное время. Оно исполнено страха, а лейтмотивом оперы является слово «кровь». Над этим произведением Штраус трудился совместно с драматургом Гофмансталем – оба они увлеклись сюжетом трагедии Софокла.
В основе сюжета лежит знаменитый миф о той мести, замысел которой вынашивает дочь микенского царя Агамемнона. Она собирается отомстить матери Клитемнестре за убийство отца. Все не так просто. Электра испытывает к отцу запретное влечение, которое еще более усиливается после его кончины. Ее мать, изменившая мужу с Эгистом, олицетворяет порочную власть.
Однако современное произведение отличается от античного: если в трагедии Софокла доминируют возвышенные пафосные ноты, то у Штрауса и Гофмансталя в преддверии двадцатого века, который уже вступал в свои права, акцент делается на изображении темных сторон психики человека. Привычный образ возвышенной и совершенной Эллады заменяется глубоко волнующей историей ненависти и боли.
Режиссер о спектакле
Режиссер-постановщик спектакля, народный артист РФ Юрий Александров считает историю, рассказанную в опере Штрауса, актуальной и для наших дней. По его словам, именно сегодня настало время слушать такую музыку. Тема убийства детьми родителей и крушения семейных отношений является поистине душераздирающей и нередкой для наших дней, о чем свидетельствуют громкие заголовки газет.
В своем интервью режиссер сообщает, что необходимость обращения к этой тематике в театральной постановке продиктована самой жизнью.
«Электру» Александров называет знаковой и итоговой работой театра, выпущенной в необычайно сложных условиях.
Об истории постановок
В 2007-м оперу успешно поставили в Мариинском театре британские режиссеры Дж. Кент и художник П. Браун, однако ее название на афишах не вызвало у публики особого ажиотажа.
Музыкальная драма в один акт длится около двух часов. Произведение представляет собой густой музыкально-литературный поток, наполненный громоздкими оборотами. Известно, что после создания оперы композитор заявил о своем решении впредь писать что-нибудь в моцартовском духе и создал любимого всеми «Кавалера розы». Решение режиссера Ю. Александрова приступить к постановке сложнейшей, тяжелой экспрессионистской партитуры поначалу вызвало удивление в театральных кругах. Однако во время премьеры стало ясно, что камерный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» располагает голосами, сила которых вполне подходит для такого репертуара.
О творческой группе
Исполнение партии Электры было доверено сразу трем солисткам: Ксении Григорьевой, Виктории Мартемьяновой и Татьяне Кальченко. Сценография спектакля создана постоянным творческим партнером режиссера — народным художником России Вячеславом Окуневым. В ходе премьеры оркестром управлял дирижер Максим Вальков.
Отзывы критиков
По словам критиков, оркестру еще только предстоит как следует отшлифовать исполнение: отработать контрасты, игру тембров, фактур, динамики и прочих нюансов. Пока что, по мнению знатоков, оркестр словно продирается сквозь мрачный массив штраусовской партитуры. Певицы же приятно удивили знатоков. В своих отзывах критики указывают на то, что в исполнении Татьяны Кальченко не достает четкой артикуляции согласных, без чего невозможен качественный немецкий язык. В пении Ксении Григорьевой поразил фантастический вокальный азарт.
Зрителей и критиков покорило своей красотой пение дебютантки Алины Николаевой, исполняющей партию Хризотемис. Отмечают феноменальную школу, выверенную полнозвучность голоса второй исполнительницы этой партии — Валентины Феденевой. Меццо-сопрано Натальи Воробьевой (партия Клитемнестры), ее вулканический тембр окрасил исполнение в дерзкие кабаретные тона, отчего спектакль, как считают авторы отзывов, стал только лучше.