В ноябре прошлого года в Мариинке поставили еще одну знаменитую оперу. В условиях пандемии этот театр остается единственным в России и в мире, проводящим постановки во впечатляющих масштабах. Оперу «Сельская честь» называют одним из шедевров реалистичного направления в музыкальном искусстве Италии — веризма. В Мариинке после революции ее еще не ставили. Лучшее доказательство успеха этого музыкального произведения – мировая слава, которую оно принесло своему творцу, итальянскому композитору Масканьи.
Премьера
Первый спектакль был представлен на Новой сцене 25 ноября 2020-го. До премьеры концертная версия была исполнена в Москве, Петербурге, Владимире и других городах. Для постановки в Мариинский был приглашен французский режиссер Арно Бернар. Спектакль собрал звездную команду солистов, включающую Екатерину Семенчук (исп. партии Сантуцци), Юсифа Эйвазова (исп. партии Туридду), Романа Бурденко (исп. партии Альфио) и др. За дирижерским пультом во время премьеры работал Валерий Гергиев.
О французском постановщике
Постановочная биография Арно Бернара впечатляет своими масштабами. Мариинцам французский режиссер хорошо знаком. Ранее он ставил здесь оперы Пуччини и Верди. По замечанию критиков, на премьере у них создалось некоторое впечатление дежавю. Так случилось потому, что режиссер (он же сценограф, он же художник по костюмам) использовал в постановке декорации и костюмы, знакомые зрителю по «Сицилийской вечерне» (2017). При этом также замечено, что во всех трех своих работах, поставленных в Мариинке, режиссер упрямо пересказывает одну и ту же историю про гангстеров.
Фабула
В основе незамысловатой фабулы — новелла известного сицилийского писателя Джованни Верги: ревнивица-селянка Сантуцца рассказала об интрижке своего жениха Туридду с его бывшей пассией Лолой Альфио, супругу разлучницы. Рогоносец убивает соперника на поединке, на который тот его вызывает, укусив за ухо.
О спектакле
В постановке Арно Бернара действие переносится из сицилийской деревушки в нью-йоркский итальянский квартал двадцатых годов прошлого столетия. По мнению режиссера, итальянскими эмигрантами в Новый свет перенесены с родины архаические представления о добре и зле, о жизни и смерти, о чести и вере, о любви и судьбе, принятые на Сицилии в середине 19-го столетия (время развертывания истории, легшей в основу либретто).
О сицилийских понятиях чести
По понятиям сицилийской чести любовь до брака чревата отлучением грешницы от причастия, измена – поединком соперников на ножах, оскорбление непременно должно смываться кровью, набожность здесь истова, месть дремуча, а уважение к матери просто не знает границ.
Из истории постановок
В 19-м веке эти сильные эмоции были изображены в постановке оперы предельно правдиво. Реалистичность спектакля, граничащая с натурализмом, неожиданно нашла у слушателей страстный отклик. Первую оперу молодого Масканьи сразу же после премьеры поставили в десятках европейских и американских театров. Ею было дано начало новому направлению в итальянском оперном искусстве, названному веризмом (в переводе с итальянского vero – «правда»). К концу века направление угасло, но остались его идеи, которые отозвались в операх других композиторов, а позже в итальянском кино.
Творческая группа
Спектакль создан творческими усилиями:
- музыкального руководителя В. Гергиева;
- режиссера-постановщика А. Бернара;
- художника по свету А. Бернара;
- художников по костюмам: А. Бернара, М. Странской;
- ответственного концертмейстера А. Бростерман;
- хормейстеров: Н. Грибанова, К. Рылова.
В постановке используются декорации, созданные Камиллой Дуга к «Сицилийской вечере» (2017) и подаренные театру меценатом вероникой Аткинс.