Три урока по решению проблем от Альберта Эйнштейна

В наше время сложно найти человека, который не слышал бы об этом великом гении. А сколько различных шуток и мемов создано в Сети про Альберта Эйнштейна! Но все они, конечно же, никоим образом не могут отменить мудрости великого ученого как в его достижениях, так и в обыденной жизни. Альберт Эйнштейн говорил, что у него совершенно нет никаких особых талантов и способностей, а все его достижения обусловлены всего-навсего тем, что он очень любопытен. Сегодня мы расскажем о том, каким образом великий гений разрешал имеющиеся трудности и как в целом он подходил к проблемам.

Три урока по решению проблем от Альберта Эйнштейна

Урок № 1. Обдумывание сложности — главный компонент успеха

Сейчас принято считать, что если человек постоянно занимается размышлением над деталями и ничего не предпринимает в качестве активных действий, то он может так и не сдвинуться с мертвой точки. Можно сказать, что основной девиз современности — «Действуй, иначе будет поздно». Ведь если один из имеющихся вариантов или проектов сработает, то человек сможет стать богатым и счастливым. Или хотя бы разрешить имеющиеся у него сложности.

Но Эйнштейн смотрел на такие вещи иначе. Он проводил очень много времени именно за размышлениями, и гораздо меньше — за активными действиями.

Как-то раз у великого ученого спросили, как он поступит, если на решение определенной проблемы у него будет ровно час. Эйнштейн ответил, что 55 минут он потратит на то, чтобы правильно обозначить имеющуюся сложность, а 5 минут — на то, чтобы ее разрешить. В целом, такой подход является противоположным тому, что пропагандируют современные бизнес-тренеры, коучи, руководители. Вместо того чтобы детально исследовать имеющуюся сложность, они делают акцент на беспорядочной активности.

Полезный прием — другая формулировка

Кстати, отличным способом разрешить проблему может стать изменение ее формулировки. Слова всегда наделены неким скрытым смыслом. Они играют важную роль в том, как человек воспринимает проблемы. Например, работник может говорить о том, что он «хочет быть продуктивным». Хотя на самом деле задача может быть немного иной — «облегчить свою работу, чтобы успеть сделать больше». В принципе, проблема остается той же, однако взгляд на ее решение становится другим.

Так что тем, кто хочет научиться разрешать имеющиеся сложности, будет полезно немного поиграть с формулировкой задачи. Можно взять отдельные слова и попробовать заменить варианты. Например, не «найти работу «, а «отыскать способы, при помощи которых улучшится финансовое положение». Здесь важную роль играет словарный запас, поэтому стоит поработать и над данным аспектом.

Урок № 2. Искать решения на более высоком уровне

Еще один знаменитый подход к разрешению затруднений, который практиковал великий гений. Эйнштейн говорил:

Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень.

Можно сказать, что эта фраза относится не только к научным изысканиям, но и к любой жизненной сфере. Ведь если проблема была создана на определенном уровне мышления, то разрешить ее теми же способами, что и послужили ее сотворению, невозможно. Необходимо использовать другие инструменты, другой подход. Здесь много внимания стоит уделить креативности, новизне взгляда на имеющиеся сложности. Ведь нередко выход находится совсем не там, где мы его ищем.

Три урока по решению проблем от Альберта Эйнштейна

Решение математических задач как пример взгляда на сложности с другого ракурса

Можно понять, как действует эта истина, если вспомнить школьные годы. Когда-то многим из нас сложно давалась математика. Проблема в том, что те школьники, которые считают себя неспособными к точным наукам, много времени тратят на размышления над конкретными задачами. Они бьются и бьются над этим предметом, который со временем становится нелюбимым.

Однако на самом деле успех в обучении математике достигается другим путем. Необходимо потрудиться над решением задачи, но если окончательный ответ найти не получается — стоит отложить задачу и переключиться на другие дела. Через время способ решения может прийти как бы сам собой, в виде инсайта. Связано это с тем, что, отвлекаясь, мы даем свободу подсознательному мышлению. У нас получается посмотреть на проблему с другого уровня, а не биться над ней, раздумывая об одних и тех же вариантах возможного решения.

Урок № 3. Принцип «золотой середины»

По отношению к разрешению сложностей Эйнштейн также высказывался:

Возможность лежит где-то посредине возникшей у вас проблемы.

Чего бы ни касалась жизненная, научная или творческая трудность, необходимо стараться отыскать некий оптимальный баланс в решении. Особенно когда дело касается сложных и масштабных проблем.

Такие сложности люди нередко склонны решать радикальными мерами: они видят лишь черное и белое, «да» или «нет», вместо того, чтобы рассматривать альтернативные варианты. Но такой подход мешает увидеть весь спектр альтернатив, при помощи которых можно было бы объяснить ту или иную сложность.

Так что перед тем, как торопиться приступить к имеющейся проблеме, стоит попытаться посмотреть на нее с различных точек зрения, чтобы отыскать некий усредненный вариант решения.

Три урока по решению проблем от Альберта Эйнштейна

Делаем выводы

Итак, главное в преодолении имеющихся сложностей — это правильно их определить, попытаться посмотреть на затруднения с другой точки зрения и придерживаться в поисках решения золотой середины. Все эти компоненты важны. Но стоит отметить, что сам Эйнштейн считал именно правильное определение проблемы отправной точкой по ее решению. Поэтому имеет смысл уделять как можно больше внимания тому, чтобы верно вычленить сложность. Но при этом стоит использовать и другие способы решения проблем, которые предлагал Эйнштейн. Ведь несмотря ни на что, его достижения в науке сомнению не подлежат, а значит, у гения можно много чему научиться.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.