Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

Грузовые автомобили

МАЗ-502 – советский грузовик, который служил верой и правдой многим поколениям жителей СССР. Выпускался он целых 9 лет с 1957 по 1966 года. МАЗ-502 запомнился своей надежностью и большой тяговой мощью, которая благодаря полному приводу давала возможность перевозить большие грузы.

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

История

Задумывался МАЗ-502 как армейский грузовик. В процессе разработки на него устанавливали много видов шасси и платформ, но в 1955 году с конвейера сошел первый представитель этой модели. Советские грузовики того времени были похожи друг на друга и мало чем отличались. Так, аналогами 502 модели были ГАЗ-53 и ЗИЛ-130. Конечно, МАЗ обладал большей грузоподъемностью и мощью, чем его собратья, поэтому его первого взяли на вооружение в армии СССР.

Но несмотря на все позитивнее качества, 502 был снят с производства в 1966 году. Хотя его еще эксплуатировали на территории великой страны порядка 20 лет. Некоторые автомобили были переоборудованы для перевозки личного состава армии, но им на смену пришел не менее легендарный ГАЗ-66, у которого проходимость была выше.

Кабина

Кабина 502-го была выполнена в классическом стиле 50-60 годов. Передний тяжелый капот содержал в себе «сердце» машины – двигатель. Доступ к агрегату был прекрасный, что упрощало ремонтные работы.

Сам каркас кабины был цельнометаллическим и сделан из высококачественной стали, что не давало ему быстро поддаваться коррозии. Передние стекла и высокая посадка давали большой обзор водителю. Спальное место в 502-м МАЗе отсутствовало. Этой особенностью отличались все советские грузовики.

Приборная панель была упрощенная с минимальным набором датчиков и регуляторов. Поскольку двигатель не имел электрооборудования, как современные грузовые автомобили, то приборы показывали компрессию, скорость, ампераж аккумулятора.

Кузов и варианты исполнения

Поскольку МАЗ-502 задумывался как военный грузовик, то первыми кузовами стали будка для перевозки личного состава и тентовая платформа, чтобы перевозить армейские грузы. Следующими модификациями стали лесовозная и технически-испытательная платформы.

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

И только в 1961 году некоторые серийные партии грузовика перестали снабжать кузовом и устанавливали тягово-сцепное устройство. Это позволило цеплять к 502 прицепы для магистральных тягачей, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, ракет и испытательных установок.

Рама исполнялась из швеллеров, которые изготавливались из высококачественной стали кованого типа. Степень деформации металла была слишком высока, около 16-17 кг/1 см кв. Это достаточно много, поскольку рамы современных грузовиков выдерживают около 2-4 кг/1 см кВ. Поэтому МАЗ не боялся никаких столкновений.

В 1965 году был проведен ряд испытаний, направленных на увеличение мощности двигателя. Даже был использован метод впрыска воды в двигатель. Но все они окончились неудачей, поскольку моторы быстро выходили из строя.

Технические характеристики

МАЗ-502 обладал на то время достаточно мощными техническими характеристиками. Грузовик оснащался 4-цилиндровым мотором ЯАЗ-204В. Это 135-сильный дизельный двигатель имел ход поршня 127 мм и цилиндр в диаметре 108 мм. Объем этого дизельного мотора составлял 4654 см куб. Основной силовой блок и головка были сделаны из чугуна, что характерно для грузовиков 50-х годов выпуска. Топливная система имела ТНВД и топливные форсунки. Этот мотор разгонял МАЗ до 50 км/час.

Имея сильный двигатель, МАЗ, грузоподъемность которого составляла 4000 кг, мог спокойно перевозить даже самые тяжелые и массивные грузы. Но бывали случаи, когда на 502 грузили ракеты весом в 7 тонн. Этому способствовали и габариты: 7,5 метров в длину, 2,7 м в ширину и 2,725 м в высоту. Это позволяло перевозить крупногабаритные грузы.

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

МАЗ-502 оснащался 5-ступенчатой МКПП и 2-ступенчатой раздаточной коробкой, что делало его полноприводным грузовиком среднего класса. Колесная формула 4х4 и компоновка – переднемоторная полноприводная — позволяли чувствовать себя «королем дороги», даже имея за спиной большой груз.

Что касается подвески, то она была рессорного типа с передними моноамортизаторами. По сути, автомобиль был довольно жестким, и водитель ощущал каждую яму.

Разновидности грузовика

В процессе производства 502-й получил еще две модификации: МАЗ-502А и МАЗ-502В. А-серия была оснащена лебедкой и использовалась только в военном и лесном деле. Неоднократно при плохой проходимости такая функция приходила в помощь, а усиленная рама могла выдержать нагрузку.

Серия В – это седельный тягач МАЗ. Грузоподъемность была увеличена с 4 тонн до 7,5 т. Это позволяло перевозить грузы и использовать прицепы МАЗ-5245Б и МАЗ-5245В. Причем серия Б использовалась в основном для перевозки армейских грузов, а В-серия – для транспортировки личного состава армии.

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

Наследие

До наших дней дожило только несколько экземпляров этой выдающейся техники. Один расположен на самом заводе МАЗ, в музеи завода. Многие 502 были найдены по бывшим совхозах и колхозах, затем перекуплены частными коллекционерами для реставраций. На сегодняшний день, за реставрированный в оригинал МАЗ-502 можно выручить до 100 000 евро. Европейские коллекционеры готовы щедро платить, только бы получить советскую легенду.

Некоторые тягачи можно найти на свалках автомобилей по всей стране. В Чернобыле имеется несколько таких экземпляров, которые были заброшены после аварии. В 2007 году группа металлоломщиков попыталась вывезти один такой грузовик, но была пойманы местными властями.

Украинская тюнинг мастерская «B&B» в 2012 году представляла тюнинг-версию МАЗ-502. Грузовик был оборудован двигателем ЯМЗ-236 и электронной системой впрыска. Также были установлены литые колесные диски спереди, а задний мост был заменен и смонтированные 2-рядные колеса. Система выпуска газов была сделана из хромированных деталей, как на американских тягачах. Рама была укорочена по ненадобности, а дорожный просвет уменьшен на 10 см. Поскольку автомобиль изначально был рессорным, то конструкторам тюнинг-ателье пришлось добавить в конструкцию амортизаторы, которые смягчали подвеску.

Советский грузовик МАЗ-502: технические характеристики

МАЗ-502 – это настоящая легенда советского автопрома. Он показал себя как надежный и мощный грузовик, который послужил целому поколению. Но прогресс не щадит никого, и автомобиль был снят с производства, как устаревшая модель. Ему на смену пришел легендарный МАЗ-500. 502 модель был первым серийным грузовиком среднего класса, который имел полный привод.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.