«Рига-16» — мопед советского времени, производство которого начато в семидесятых годах прошлого столетия на заводе «Саркана Звайгзне». Агрегат получил глушитель мотоциклетного типа, двухскоростную передачу, обновленный кик-стартер, рычаг заднего тормоза. Кроме того, был усовершенствован стоп-сигнал, руль, и представлена покраска изделия в нескольких вариациях. Стартовые версии оборудовались силовым агрегатом Ш-57, дальнейшие модификации этой серии – мотором Ш-58. При массе 115 килограмм мокик способен транспортировать более центнера дополнительного груза.
Исторические факты
Рижский завод «Саркана Звайгзне» начала производство малокубатурной двухколесной моторной техники еще в 1958 году. Первыми моделями были мопеды «Спиридитис», выпускаемые по лицензии комбината «Ява». Начало оказалось не совсем удачным, и после консультации с чешскими коллегами разработчики освоили собственное производство серии «Рига». Стартовая модификация оснащалась силовым агрегатом объемом пятьдесят кубических сантиметров.
За сорок лет деятельности рижские конструкторы выпустили множество модификаций одно- и двухскоростных мокиков, миниатюрный скутер под индексом «26» и знаменитые легкие мотоциклы «Дельта», «Стелла». Выпуск «Риги-16» начался в 1977 году и продолжался пять лет. После развала Советского Союза завод был остановлен и распродан по частям.
Особенности и новшества
«Рига-16» – мопед, который получил большое количество новшеств и конструкционных изменений по сравнению со своими предшественниками. Главным в этом перечне инноваций стало оснащение агрегата кик-стартером. До этого подавляющее большинство мототехники данного класса выпускалось с педальным приводом.
Наряду с измененным запуском двигателя конструкторы усовершенствовали сам мотор, который, благодаря простоте и надежности, стал практически эталоном своего времени для пользователей. Цветовое оформление мопед «Рига-16» получил в двух основных вариациях. Обновленный задний фонарь, новую форму багажника, подножку и тормозной рычаг также можно отнести к наиболее удачным нововведениям при разработке рассматриваемой модели.
Мопед «Рига-16»: технические характеристики
Ниже приведены основные параметры советского мокика:
- силовая установка – Ш-57/Ш58 мощностью 2,2 лошадиных силы и объемом 49,8 кубических сантиметра;
- предельная скорость – 50 километров в час;
- глушитель – мотоциклетного типа;
- вес – 75 килограмм;
- усовершенствованный руль;
- годы выпуска – с 1978 по 1982 год;
- длина х ширина х высота – 1,97 х 0,74 х 1,16 метра;
- размер шин – 2,15/ (шестнадцатидюймовая резина);
- тип рамы – сварная хребтовая конструкция.
При своей массе мопед «Рига-16», фото которого имеется ниже, мог транспортировать более 110 килограммов. Кроме водителя на удобном сидении мог поместиться даже крупный пассажир.
Подробнее о моторе и основных узлах
Далее представлены параметры силового агрегата и топливной системы:
- тип двигателя – Ш-57, Ш-57 с, Ш-58;
- мощность – две лошадиные силы, или полтора киловатта;
- коробка переключения передач – двухступенчатый узел с ручным приводом;
- блок сцепления – двухдисковый вариант в масляной ванне;
- пуск силового агрегата – Ш-57 (педали), Ш-58 (кик-стартер);
- топливо – бензин АИ-76;
- расход горючего на сто километров – 1,6 литра;
- передаточное число – 3,08.
Изучая характеристики мопеда «Рига-16», можно отметить, что он оснащается бензиновым карбюратором К-35В (К-60), имеет контактную систему зажигания с магнето, оборудован сухим сетчатым фильтром воздушного типа.
Отзывы потребителей
Несмотря на то что после выпуска рассматриваемой модификации прошел не один десяток лет, до сих пор можно встретить раритетный аппарат в рабочем состоянии. Конечно, подобрать оригинальные детали для него практически нереально. Но, благодаря простоте обслуживания и ремонта, мотор вполне реально починить самому, имея минимальные навыки.
Владельцы аппарата отмечают ряд положительных моментов рижского мопеда:
- новую и более удобную конструкцию руля;
- улучшенное сидение;
- оптимальное сочетание массы агрегата и его грузоподъемности;
- устойчивые колеса по сравнению с предшественниками;
- пуск мотора при помощи кик-стартера;
- крепкую и надежную раму.
К минусам пользователи данной модели относят характерные для советской техники этого класса проблемы с комплектующими элементами мотора, капризную коробку передач и не слишком совершенную систему тормозов.
Особенности
«Рига-16» – мопед, который пришел на смену тринадцатой модификации. Основным отличием стало наличие глушителя мотоциклетного типа, новая система пуска, более совершенная и удобная форма руля. Модернизация шестнадцатой серии была произведена в 1981 году. Новая модель получила индекс «22», оснащалась двигателем Ш-62. Силовая установка кардинально отличалась от своих предшественников.
Мотор получил электронное зажигание бесконтактного типа. Кроме того, новый мокик оборудовался другой коробкой передач. Несмотря на это узел переключения скоростей так и остался слабым звеном рассматриваемого аппарата (подвело качество его изготовления). В дальнейшем Рижский завод ориентировался на производство мопедов совершенно другого типа, которые похожи на легкие мотоциклы и известны под названиями «Мини», «Дельта» и «Стелла».
Интересные факты
Стоит отметить, что «Рига-16» – мопед, имеющий много общего со своими ближайшими конкурентами по цеху и классу. Особенно это касается внешнего вида двенадцатой, одиннадцатой и тринадцатой моделей. Но если присмотреться к мелочам, можно отметить, что у рассматриваемого варианта более удобная форма и крепление руля, рычаг тормоза и сцепления имеет резиновый наконечник в виде шарика, задний фонарь расположен удобнее, имеет более привлекательную форму.
Двигатель у шестнадцатой версии практически такой же, как и у «Риги-12», только с кик-стартером. Седло мокика удлиненное и упругое, оно комфортно даже при длительных поездках. Несколько вариантов окраски дают возможность выбрать агрегат в соответствии с личными предпочтениями. Также на популярность аппарата повлияла доступность цены, простота в эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Руководство пользователя
«Рига-16» – мопед, инструкция по эксплуатации которого включает в себя стандартные положения, отличается оригинальным оформлением и неприхотливостью. Основные разделы руководства:
Изучив инструкцию, практически любой пользователь может произвести замену уплотнителей, свечей, фиксирующих, световых элементов и прочих разборных узлов.
Заключение
Несмотря на то что «Рига-16» – мопед, который выпускался несколько десятков лет назад, многие соотечественники о нем помнят и даже им пользуются. Некоторые владельцы просто ностальгируют по простеньким агрегатам, которые можно было самостоятельно ремонтировать и дорабатывать, внося различные коррективы.
Советский мокик от рижских разработчиков запомнился тем, что оборудовался стартером непедального типа, имел красивый дизайн и хорошее сочетание показателей грузоподъемности, массы, цены и скорости. Мопед пользовался популярностью как на городских улицах, так и в сельской местности.