Ренессансные и барокковые изображения женщин в ярости стали мемами и дали голос женскому гневу (фото)

Ренессансные и барочные изображения Юдифи, обезглавливающей Олоферна, Орфея, разорванного менадами, и Тимоклеи, бросающей своего насильника в колодец, появляются на просторах интернета все чаще. Дело в том, что творения стали осовремененными мемами, которые символизируют голос женского гнева и реакцию на несправедливость.

Ренессансные и барокковые изображения женщин в ярости стали мемами и дали голос женскому гневу (фото)

Разгневанные женщины, когда они появляются в истории западного искусства, часто принимают форму богинь или монстров: гарпий и ведьм, Медузы и Сфинкса.

Хотя я не предлагаю бросать мужчин в колодец, я бы сказал, что, когда справедливость кажется неуловимой, образы разгневанных женщин могут быть катарсическими, даже вдохновляющими. Далее следует семь работ из истории искусства, которые показывают красоту и силу женской ярости. Сегодня их дорисовывают и придумывают забавные шутки. Но за этими картинами стоят настоящие жизненные истории боли и борьбы с несправедливостью этого мира и общества.

Элизабетта Сирани, «Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника» (1659)

Итальянская художница эпохи барокко Элизабетта Сирани за свою недолгую жизнь (она загадочно умерла в 27 лет) отстаивала интересы как женщин-живописцев, так и женских сюжетов. Она открыла школу живописи, где обучала многих женщин, в том числе своих младших сестер, и в своих собственных работах часто выбирала темы, которые выдвигают на первый план женскую стойкость.

«Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника» (главное фото) изображает популярную сказку, описанную в биографии Плутарха об Александре Великом. Во время вторжения Александра в Фивы капитан его армии насилует Тимоклею. После нападения капитан спрашивает, где спрятаны ее деньги. Тимоклея ведет его к своему садовому колодцу; когда он заглядывает в него, она толкает его туда, бросая вслед тяжелые камни, пока он не умирает.

Картина переворачивает сюжет с ног на голову, буквально переворачивая иерархию: насильник изображен вверх ногами и беспомощным, ноги болтаются в воздухе, а она решительно стоит над ним.

Артемизия Джентилески, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (примерно 1620 год)

В картине Артемизии Джентилески «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» есть еще одна драматическая сцена, в которой обычная женщина побеждает высокопоставленного мужчину. Картина Джентилески очень мощная: Юдифь и ее служанка нависают над своей жертвой, вторгшимся ассирийским полководцем Голоферном. На картине запечатлено, как Юдифь режет его шею мечом.

Ренессансные и барокковые изображения женщин в ярости стали мемами и дали голос женскому гневу (фото)

Мученическое выражение лица Олоферна и обильное количество крови также присутствуют в более ранней версии Караваджо, из которого Джентилески, как говорят, черпала вдохновение.

Вполне возможно, что собственный опыт Джентилески с сексуальным насилием сформировал ее подход к изображению этой жестокой истории. В возрасте 18 лет на нее напал учитель живописи, художник Агостино Тасси. Необычно для 17-го века Джентилески дала показания в суде против своего насильника. Тасси был освобожден после его осуждения из-за ходатайства папы, в то время как Джентилески была вынуждена вынести публичный позор суда, на котором ей пришлось свидетельствовать, подвергаясь пыткам (ее пальцы зажимали в тиски). Юдифь Джентилески, возможно, была воплощением справедливости, в которой ей самой было отказано.

Жан-Леон Жером, «Истина, выбирающаяся из колодца» (1896)

Французский художник Жан-Леон Жером берется за аллегорическую фигуру истины (в частности, афоризм философа Демокрита «Об истине мы ничего не знаем, ибо истина находится в колодце»), которая отличается от современных интерпретаций.

Из колодца появляется красивая обнаженная женщина с открытым от гнева ртом и хлыстом в руке. Хотя на ней нет одежды (грубая ссылка на «голую правду»), она выглядит готовой броситься прямо на зрителя.

Вали Экспорт, «Генитальная паника» (1969)

Более явное переосмысление женского тела как оружия, а не сексуального объекта происходит в форме этой картины. В 1968 году самозваная австрийская артистка Вали Экспорт вошла в кинотеатр Art House в Мюнхене, одетая в брюки без какого-либо материала в области промежности.

Прогуливаясь по театру и встречая зрителей своими обнаженными гениталиями, она стремилась побудить зрителей вступить в контакт с реальной женщиной, а не пассивно смотреть на объективированные изображения героинь на экране. Позже она согласилась стать моделью для этой картины.

Бетье Саар, «Освобождение тети Джемаймы: коктейль» (1973)

Коктейль Бетье Саар предлагает в этой работе 1973 года самодельное зажигательное устройство: коктейль Молотова, сделанный из винного кувшина. На его этикетке с одной стороны изображена улыбающаяся женщина, а с другой – черный кулак. Саар представила таким образом женщину, которая освободила себя.

Ренессансные и барокковые изображения женщин в ярости стали мемами и дали голос женскому гневу (фото)

В течение нескольких лет после смерти Мартина Лютера Кинга-младшего Саар начала использовать искусство, чтобы выразить свое возмущение повсеместной дискриминацией черных общин. В 1972 году, побужденная открытым призывом к черным художникам показать свои работы в Rainbow Sign в Беркли, Калифорния, она выставила свою первую часть «Тетушки Джемаймы»: фигурку дамы, держащей гранату в одной руке, пистолет — в другой.

Сюзанна Лейси и Лесли Лабовиц-Старус, «В трауре и в ярости» (1977)

Гибридное произведение исполнительского искусства и политический протест, «В трауре и в ярости» была создана Сюзанной Лейси и Лесли Лабовиц-Старус в ответ на череду нераскрытых изнасилований и убийств в Южной Калифорнии, которые полиция приписала горному душителю. Артисты, адвокаты, политики и семьи погибших — все они собрались в мэрии Лос-Анджелеса, чтобы провести перед прессой ритуал скорби и ярости.

В жестко организованном мероприятии, которое бросило вызов сенсационному и неадекватному подходу средств массовой информации к сообщению об этих преступлениях, 10 женщин, одетых как плакальщицы 19-го века, отправились к ступеням мэрии на катафалке. Их лица были скрыты черными вуалями, каждый исполнитель выступил вперед, чтобы описать форму насилия в отношении женщин, явно связывая ужасы дела душителя с повседневными оскорблениями и преследованиями. Событие стало очень резонансным, и о нем еще долго не забывали СМИ.

Пипилотти Рист, «Когда-нибудь обо всем»(1997)

Женщина в блестящих красных туфлях плавно идет по улице. Она весело разбивает стекла в каждой припаркованной машине, мимо которой проходит. Вместо того чтобы остановить ее, женщина-полицейский останавливается и отдает честь вандалу. Работа швейцарской художницы является символом освобождения от норм женского «хорошего поведения». Она показала, что женщина может выбрать другой путь.

Вариация на эту тему — это музыкальное видео Hold Up из визуального альбома Бейонсе 2016 года Lemonade.

Подводя итоги

Вот такие удивительные работы. Сложно сказать, хорошо ли то, что их превратили в мемы. С одной стороны, они заинтересовали людей, которые стали искать информацию о первоисточниках. С другой стороны, это не совсем этично по отношению к самим творцам, которые вкладывали в картины совершенно иной смысл. Большинство этих художниц столкнулись с жестокостью и несправедливостью. Они выразили свою боль и желание бороться пи помощи красок и кистей. Они писали историю и то, что происходило и происходит повсеместно. Поэтому давайте постараемся узнать об этих холстах больше, вместо того чтобы дорисовывать их и шутить. Это прекрасные работы, которые пропитаны энергией своих создателей. Это ли не истинное искусство? По-моему, оно и есть.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.