Властелин стекла, волшебник, дамский угодник, хулиган и беспредельщик от мира ювелирной моды — каких только эпитетов не удостаивался Рене Лалик и при жизни, и спустя многие годы после кончины… Его имя — это синоним удивительного миропонимания, отраженного в игре красок и света, это синоним безоговорочного вкуса, стремления к новым открытиям, экспериментов, бесстрашия перед нарушением общепринятых, всем понятных, но порою невероятно скучных правил и норм.
Молодой художник
Париж, конец XIX века. Рене работает простым подмастерье в ювелирной мастерской. Учится, старается, рисует смелые эскизы и уже тогда нисколько не сомневается, что ему уготована великая Судьба.
Эскизы украшений Рене Лалика в те времена охотно скупали Бушерон и Картье. По рисункам молодого художника производились украшения и выпускались с клеймом известных уже в то время ювелиров. Было в эскизах Лалика что-то такое, от чего захватывало дух: и порывы ветра, и бронзовое сияние стрекозьих крыльев, и глубина океана. Рене всегда тонко чувствовал Женщину, видел в ней прекрасное, знал, во что она может влюбиться, лишь раз взглянув…
Первая мастерская
Конечно, продажа эскизов не приносила Рене большого дохода. Но дело было вовсе не в деньгах — ему просто хотелось творить. И творить не на бумаге, нет! Ему хотелось отливать металл, дуть стекло, шлифовать и гранить, ловить прекрасные мгновенья и обрекать их на вечность, как капля смолы в незапамятные времена поймала зазевавшуюся мошку, застыла и превратилась в янтарь.
Лалик открыл первую мастерскую в центре мировой модной столицы. И о нем заговорили, его просто начали воспевать. Ему поклонялись светские красавицы, аристократки, дочери самых родовитых домов Старого Света. В той же мере он завоевал сердца субреток, артисток, львиц полусвета.
Любая женщина, надевая украшение от Лалика, чувствовала себя причастной к волшебству. Жуки, рыбы, змеи — всё, то, от чего кисейные барышни когда-то теряли сознание, теперь превратилось в объект вожделения. И снова до обморока.
Лалик воспевал в своих работах всё прекрасное. Даже насекомые и рептилии, вышедшие из-под его резца, поражали утонченностью, грацией, гармоничными пропорциями.
Разрушая стереотипы
Ювелир Рене Лалик пренебрегал общепринятыми нормами. Если для расставления акцентов в работе из платины и алмазов ему требовался кусок латуни или стеклышко — значит, он именно его и брал. Обрамлять в благородный металл речной жемчуг? Легко! Сочетать прекрасные ограненные аметисты с оловом? Пожалуйста, если вам так хочется. И пока ювелирная элита таращила на наглеца возмущенные взгляды, барышни всей Европы плакали от восторга.
Классическая огранка драгоценных камней, ровные линии, стройная композиция, прекрасные благородные металлы? Всё это, разумеется, здорово, это проживет века и когда-нибудь будет стоить миллионов. Но этим занимаются тысячи мастеров. А кто из них сумел бы воспеть в камне и металле грациозную хрупкость осиного жала? Рене Лалик видел красоту сердцем. Для него всегда в равной степени прекрасны были и розы, и шипы, и сорняки вокруг розового куста, и копошащиеся в листве гусеницы.
Какой силищей обладает волшебник, заставивший светских дам променять бриллианты на стекло! Именно таким всегда и был маэстро Лалик.
Нарисованные облака
Красной нитью через все творчество Рене Лалика проходит стекло и горный хрусталь. Еще будучи ребенком, он переносил на бумагу всё, что хоть в какой-то степени зацепило его острый ум или чувственное сердце. Не по-детски реалистичные работы поражали современников. По словам самого мастера, ему не поддавались только облака. Он смотрел на них, понимал их природу, восхищался ими… А потом в его руки попало стекло. С тех пор желание удовлетворилось. Оказалось, что из хрусталя и стекла можно творить облака.
Страсть к стеклу настолько захлестнула пылкую душу маэстро, что он заявил во всеуслышание, что больше не будет работать с драгоценными камнями, любовью к которым он и так никогда не отличался. Модницы рыдали и заламывали руки. Но мастер успокоил их, пообещав устроить что-то вроде прощального бала — презентовать целую коллекцию ювелирных изделий, в которой будет всё: от эмалей до бриллиантов.
На его прощальной выставке в 1912 году посетители не могли сдержать слез. Но разве может допустить волшебник, чтобы кто-то рыдал навзрыд? Он успокоил поклонниц новостью о том, что совсем скоро выйдет в свет его новое творение — коллекция флаконов для духов. Лучшие парфюмеры Европы встали в очередь в тот же день.
Маскоты
Говорят, что самый искренний вариант лести — это подражание. Лалика начали копировать. Кто-то пытался слепо повторять его работы, кто-то вдохновлялся его гением и творил что-то совершенно новое и своё. Казалось бы, это предел, это пик славы. Но не тут-то было. Не таким человеком был Рене Лалик, работы которого в то время уже приобрели мировую известность. Вдоволь наигравшись парфюмерной посудой, маэстро купил небольшое стеклодувное производство и поставил дело на поток. Вы думаете, в тот момент в его жизни появились слова «штамповка» и «серийное производство»? Как бы не так! Под брэндом «Лалик» до сих пор производятся флаконы для духов, и даже сейчас они делаются вручную! То есть каждый из них по-своему уникален.
Лалика захлестнула новая идея — он начал делать украшения для… автомобилей. Они получили имя Mascottes. Знаменитая модель «Ситроена» Citroen 5CV вдохновила мастера на создание фигурки из пяти лошадок. С помощью специальной подсветки они меняли цвет во время езды. Всего было создано 30 таких фигурок, и сегодня они стоят в прямом смысле на вес золота.
Архитектурные эксперименты
Жизнь не стоит на месте. Пылкая натура требовала продолжения. Архитектура — следующее, на что обратил внимание Лалик Рене. Фото его работ поражают размахом и полетом безудержной фантазии. Вчерашний ювелир творил с размахом, так, словно всю жизнь только интерьерами и занимался.
Самые знаменитые его работы в этой отрасли: отделка элитного поезда Orient Express и оформление залов на судне «Нормандия».
Достойный наследник
Империя Лалика продолжает жить. Рене Лалик скончался в 1945 году. Его место занял сын — достойный сын своего великого отца. Не менее талантливый и энергичный, Марк Лалик сохранил и приумножил отцовское наследие. Кроме врожденной одаренности, ему передалась и любовь к хрусталю. В его руках он оживал и наполнялся светом. А технический склад ума позволил Марку сочетать искусство и последние достижения научного прогресса. Его работа «Голова Коня» — символ искусства 50-х.
Внучка великого деда
Мари-Клод Лалик, сменившая на посту своего отца Марка, осталась верна стилю и чувству прекрасного, унаследованному от деда. Она не только создает украшения, выпускает духи, но и запустила линию эксклюзивных аксессуаров. Много лет парфюмерная посуда поставлялась только для дома «Нина Риччи», и всемирно известные духи L’air du temps по праву считаются совместным творением этих брэндов. Мари-Клод запустила собственную линию парфюмерии — Lalique de Lalique. Вскоре появилась еще одна — Nilang de Lalique.
Еще одно ее творение — Bestiaire, хрустальный сказочный зоопарк. Великий Рене Лалик мог бы гордиться внучкой.
Lalique сегодня
В настоящее время империя продолжает процветать. Лучшие аукционы мира гоняются за шедеврами, вышедшими из-под резца мастера столетие назад, устанавливая на них цены, как на предметы высокого искусства, коими, без сомнений, и является всё, к чему прикасался Рене Лалик.
Биография его вдохновляет писателей и сценаристов. И, конечно, дает силы мечтателям и творцам, ищущим свои пути в жизни и в искусстве.