Многие из тех, кто родились и выросли в Советском Союзе, наверное, помнят небольшие микроавтобусы, а может быть и минивэны – РАФ-977. У этой модели интересная история, сейчас их практически нет, а восстановленные экземпляры стоят в гаражах коллекционеров.
Малыш из Риги
К созданию этого микроавтобуса приступили в 1958 году в Риге. Первая машина вызвала множество упреков, да и название у нее было очень странное – «Фестиваль». Все потому что показали ее всей автомобильной общественности как раз в день проведения Фестиваля молодежи и студентов в Москве.
К сожалению, конструкция имела минусы и вызвала множество упреков. Кузов не обладал должной надежностью, база узлов и агрегатов к тому моменту уже была сильно устаревшей. Также не очень стильно выглядела передняя часть – фары были посажены слишком близко, а хромированная решетка радиатора была изготовлена из слишком тонких горизонтальных брусьев.
На базе «Волги»
В это же время на заводах ГАЗ запустили производство ГАЗ-21. И вот, уже летом показали новый «Фестиваль». В отличие от своих прототипов, где кузов был не несущим, эта модель имела настоящую раму, которую конструкторы интегрировали в силовые элементы. Возможности узлов от «Волги» едва покрывали потребности микроавтобуса, полная масса которого составляла более 2,5 т. Однако в те года еще ничего альтернативного не существовало. Но как бы то ни было, правительство одобрило производство РАФ-977.
Запуск в серию
Инициатива по производству микроавтобуса получила поддержу и в Латвии. Было много сделано, и эти усилия не были тщетными. Завод начал развивать производство, были выделены финансовые ресурсы.
Перед серийным производством автобус еще раз доработали, сделали небольшой рестайлинг. Ну и вдобавок изменили название. Больше он не был «Фестивалем» — теперь это РАФ-977 «Латвия».
Экстерьер
В экстерьере были сходства с западногерманскими минивэнами от Borgward. Однако это совсем не плагиат. Тогда, в 60-х, такими были большинство всех авто, которые выпускались. Дизайн получился скромным, но изящным. Дизайнеры, которые над ним работали, определенно имели хороший вкус. Можно увидеть, как выглядел РАФ-977. Фото его еще сохранились и представлены в нашей статье.
Внешний вид отличается особенной дружелюбностью. Выделялся дизайн симпатичной “мордочкой”. Передняя панель имела достаточно сложную форму с наклоненным назад лобовым стеклом. Для этого применялись новые технологии, но качество всех удивило. Оно было высоким. Эта панель практически не имела никаких дефектов. У проема стекла кузов было довольно жестким. Люди с опытом заметят, что на разных РАФ-977 различных модификаций разные передние панели. Это можно просто объяснить. В более ранней модели, там где узкие окна, часть этой самой панели сделана гладкой, а оптика вынесена немного вперед. В поздней модели передняя часть получила прямоугольную отштампованную деталь, а фары стали выступать меньше.
Оптика
Подфарники небольшие, а задние фонари сделаны из стекла, а не из пластика. Они очень похожи на те, что устанавливались на ЗИЛ-130 первых годов. На задней части устанавливался фонарь для освещения номерного знака. Каждая модель имела свой фонарь.
Вначале на микроавтобус РАФ-977 был установлен специальный фигурный свет от «Москвича-402». Однако позже после доработок заднюю часть украшал полукруглый оригинальный фонарь. Ручки и замки на дверях – от «Москвича 407-q», а позже, в начале 70-х годов, стали использовать ручки от 408-го. Затем эти детали переехали на РАФ-2203.
Внутри
Специалисты, инженеры, дизайнеры и конструкторы, которые работали над минивэном, максимально старались при небольших размерах автомобиля получить насколько можно более просторный салон.
Водитель и передний пассажир могли компактно разместиться с левой и правой стороны. Между ними находился двигатель.
Такая компоновка считалась очень передовым решением в 50-60-х годах. Но недостатки есть. Так, водитель должен был как-нибудь поместиться в достаточно ограниченное пространство между дверью и капотом. Чтобы было немного комфортней, конструкторам пришлось срезать верхний угол капота слева.
Водительское место сильно отличалось от тех, что устанавливают в современных авто. Так, там напрочь отсутствовали любые регулировки. Подушка и спинка были очень тощими. Но в отличие от кресел на УАЗ-452 там был реализован нормальный, вполне рабочий механизм, который двигал сидение вперед и назад. Находиться за рулем автомобиля РАФ-977 было даже удобнее, чем в «Буханке» — рулевая колонка здесь короткая и расположена не так высоко.
Приборная панель
Вместо неудобных, некрасивых, примитивных круглых приборов грузового типа дизайнеры решил использовать более «легковую» панель от «Москвича». Эта комбинация также выпускалась в Риге. Справа не было ящика для перчаток, но вот под панелью была вполне широкая полка, куда можно было сложить небольшие вещи.
Комфорт управления
Педаль акселератора и тормоза оказались как бы «зажатыми» между капотом и системой рулевого управления. Здесь все не так просто – чтобы было комфортно, водитель должен иметь определенный размер своей обуви.
Все те, кто носят 43-45 размер, имеют трудности при работе с педалями. Так, уже с 43-м размером при отпускании акселератора зацепляет за тыльную часть педали тормоза. Это может быть очень и очень опасным. Но вот в кроссовках или туфлях 41 размера никаких проблем нет.
При выполнении левого поворота можно зацепиться за рукоятки открывания двери. Ее зачем-то сделали слишком близко к двери. Селектор КПП – очень удобный и эргономичный. Рычаг достаточно длинный и находится непосредственно возле руля, прямо под рукой. Он оказался намного удобней, чем на последующих моделях, где для переключения необходимо было тянуться рукой вниз. Что касается схемы работы КПП, то она ничем не отличается от ГАЗ-69.
Также водитель может управлять положением жалюзи радиатора – для этого имеется специальный рычажок. Это решение показало себя как более надежное в отличие от тросового привода в «Москвичах» либо «Волгах».
Кресло пассажира
Сильно хорошо – это плохо. Наверное, этим и руководствовались конструкторы и специалисты по техническому дизайну, когда разрабатывали пассажирское кресло. Капот со стороны пассажира слишком выпирает, да еще и под прямым углом. Справа под капотом — карбюратор, а также воздушный фильтр. Крышку просто не удавалось уменьшить.
Пространство от капота до дверей меньше, чем со стороны водителя. Все, кто сидел в этом кресле, заявляли, что действительно очень тесно. Попасть в кабину тоже не так просто – рядом колесная арка. Одна из специализаций автомобиля РАФ-977 — скорая помощь. Наверное, женщинам было очень нелегко.
Естественная вентиляция
Двери зачем-то сделали слишком тонкими, причем настолько, что в них не удалось установить стеклоподъемники. Стекло сбоку не опускалось, а открыть можно было только форточку. Для проветривания салона в потолке было два люка. Чтобы открыть их, был предусмотрен удобный рычаг.
Боковые окна были раздвижными и обеспечивали вытяжную вентиляцию. Что касается отопителя салона, то он был расположен под сидением пассажира спереди. Шланги, с которыми печка соединялась с системой охлаждения, находились прямо под ногами. Многие об них спотыкались.
Пассажирский салон
А вот здесь достаточно много свободного места, да и пол идеально ровный. Сидения сделаны на открытом каркасе. Подушки кресел тонкие.
Между задними креслами и дверью багажника был неожиданно большой багажник. Сзади в этом мини-автобусе гораздо больше пространства, чем в большинстве других аналогичных моделей. Простор в салоне был очень важен для скорой помощи и самых разных лабораторий. РАФ-977-скорая был очень удобен в этом плане.
Технические характеристики
Кузов сделан в виде фургона либо микроавтобуса. Конструкция его несущая, а изготовлен он из стали. В качестве силового агрегата использовали двигатель ЗМЗ-21. Рабочий объем его составлял 2,4 л, мощность – 75 лошадиных сил. Коробка переключения передач имела всего три передних скорости и заднюю. Максимально возможная скорость составляла 115 км/ч.
Подвеска спереди независимая, сзади установили зависимую. Автомобиль имел задний привод. В качестве платформы использовали ГАЗ-21. Длина микроавтобуса составляла 4,9 м.
Эксплуатация: где и как
С 60-х по 70-е годы автомобиль использовали в самых разных предприятиях и организациях государственного сектора. Затем 977И, а позже ИМ стал поставляться на участки «скорой помощи». Чуть позже на базе этой модификации выпустили авто для транспортировки крови. Сейчас можно приобрести уменьшенную точную модель – РАФ-977 скорая помощь 1:43.
Кроме этого, данный микроавтобус широко применялся как маршрутное такси. Модель 977Е считалась туристическим автобусом. Его широко эксплуатировали в «Интуристе» и других туристических организациях.
Экспорт
В конце 60-х годов этот минивэн успешно экспортировался в такие страны, как Болгария, Венгрия, Куба и даже Иран.
Для экспорта делали модификации «Люкс». Передняя часть была оснащена раздвижной крышей, в задней сделали открытый багажник. В салоне для отделки применялись более богатые материалы. Кроме этого, в машине была рация для экскурсионных гидов.
Наши дни
Но все это так и осталось в 70-х. А сегодня РАФов почти нет. Редко у кого из коллекционеров в гараже стоит микроавтобус РАФ-977. Тюнинг представляет собой поиск полностью оригинальных запчастей и всех прочих деталей. Также кузов окрашивается в оригинальные цвета хорошей краской. На первом фото представлен пример такого восстановленного автомобиля. Как видите, даже забытый временами автобус может приобрести весьма привлекательный внешний вид. Конечно, на каждый день эта машина не годится (ее функции сейчас выполняют «ГАЗели») — чаще всего «на показ».
Итак, мы выяснили, какие имеет микроавтобус РАФ-977 технические характеристики, интерьер и внешность.