Ирония занимает особое место в психологии каждого человека. Без нее не обойтись в повседневной жизни. Например, каждый из нас предвкушает радостные ощущения от поездки в отпуск, однако что происходит в очереди на вокзале или в аэропорту? Одни люди не могут найти свои сумки, в то время как другие — вынуждены долго стоять в очереди: по сути, желание хорошо провести время приводит к обратному результату. Что это, как не ирония?
Определение
Как бы то ни было, многим людям нравится читать книги (или смотреть фильмы) с долей иронии. Почему? Ирония словно обладает неким сверхъестественным очарованием. Она не только привлекает внимание людей, но и определяет их поведение.
Одна из трудностей понимания иронии — дать ей адекватное определение. Часто под иронией подразумевается случайное совпадение. Так, канадская певица Аланис Мориссетт в песне под названием Ironic описала ряд неудобных совпадений (например, «десять тысяч ложек, когда нужен только нож» или «дождь в день твоей свадьбы»).
Тем не менее, правильное определение согласуется с тем, что написано чуть выше: ожидание одного (например, отдыха), а достижение прямо противоположного результата (например, стресс или беспокойство). Так почему ирония так привлекательна?
Психология и влияние иронии
Влияние иронии трудно переоценить: в повседневных делах люди часто сталкиваются с такими вещами. Ее так же легко можно обнаружить в сценариях популярных фильмов: там зрители знают то, чего не знает один из героев, что лишь усиливает неловкость и напряжение.
Взять, к примеру, ленту «Человек-паук», а именно те сцены, в которых Питер Паркер заставляет своего газетного боссакем является Человек-паук выяснить, кем является Человек-паук. Аудитория, конечно же, знает, что это Питер Паркер. Или в мультфильме «История игрушек», где Базз Лайтер считает, будто он настоящий космический рейнджер, но все остальные игрушки, а также зрители знают, что он просто игрушка.
Возможно, в таких случаях ирония и выглядит как нечто манящее: из-за странных причуд нашего социального познания мы находим этот процесс весьма привлекательным. Каким бы ни был механизм, влияние иронии ощутимо. Многие люди находят иронические сюжеты интересными. Например, в критике социальных сетей можно также распознать определенную иронию: они были созданы для того, чтобы объединять нас, а не отдалять.
Привычки и поведение
Поскольку привлекательность иронии основана на социальном мировоззрении, неудивительно, что ее влияние в потребительском мире также носит социальный характер. Так, в выборе внешнего вида и потребительских привычек можно увидеть глубокую иронию: группа подростков изо всех сил пытается выглядеть по-другому, чем остальные, но у них это мало получается.
Однако в сфере потребления дело обстоит гораздо глубже: определенные продукты и бренды часто действительно служат некими знаками. Например, вождение Lexus сигнализирует о нашем высоком статусе, в то время как обладание Prius или Patagonia показывает, что мы заботимся об окружающей среде.
Иногда потребители специально подходят к делу с иронией, намереваясь придать определенному продукту противоположное значение. Например, кто-то может носить шляпу с надписью «веган», хотя употребляет мясо. Или может появиться в рубашке от Джастина Бибера на концерт группы, поющей в стиле хеви-метал.
Важный фактор
Следует помнить: поступая так или иначе, у вас могут возникнуть сложности с коммуникацией с другими. Например, если вы наденете «веганскую» шляпу перед употреблением стейка в ресторане, ваши друзья поймут и оценят иронию. Фактически, вы будете благосклонно приняты ими. Однако если «настоящий» веган случайно увидит вас в подобной ситуации, он, скорее всего, не поймет иронию и подумает о вас негативно.
Возможно, мы никогда полностью не поймем секрет влияния иронии. Однако нельзя отрицать, что для многих людей ирония весьма привлекательна и даже желанна. Вспомните об этом, когда окажетесь в состоянии стресса, пытаясь приятно провести время в отпуске.