В жизни каждого человека, а точнее ребенка наступает момент, когда он начинает осознавать, что мир намного шире его представлений, начинает меняться его мировоззрение, ребенок перестает причислять себя к детям, но еще и не может причислить себя к взрослым. Такое состояние называется переходным периодом, или по научному — пубертатным возрастом, когда в организме ребенка начинаются резкие перестройки в физиологическом строении и психо-эмоциональном развитии. Физиологи часто связывают многие явления в этот период с резким «гормональным взрывом», что обусловливает специфическое поведение ребенка. Однако психологи приводят свои причины, благодаря которым развиваются психологические особенности подростков.
В этот период у ребенка появляется так называемое чувство взрослости, он начинает осознавать наличие собственного «Я», своих личностных качеств и стремится сформировать новые нормы поведения, подражая взрослым кумирам. Особенности психологического развития подростков таковы, что при условии изменения их сознания и стремление получить свой социальный статус в обществе приводит к тому, что ребенок стремится принимать собственные решения, участвовать в жизни семьи на условиях взрослого члена общества. При этом противоречивость поведения ребенка приводит к тому, что появляются такие черты характера, как целеустремленность и в то же время безынициативность, агрессия и апатия, экзальтация и замкнутость, которые периодически сменяют друг друга без видимых на то причин. Это часто приводит взрослых в недоумение. И часто родители и учителя относятся к этому неправильно с позиции взрослого, а не равного человека, что значительно усугубляет взаимоотношения взрослого и подростка.
При этом часто говорят о том, что подростковый возраст очень агрессивный и нескоординированный, что подростков нужно направлять и указывать им, как поступать и что делать. Однако это в корне неправильно, и не учитывает психологические особенности подростков, если ребенок проявляет инициативу в постановке личностных целей и пытается их достигнуть, не надо его отговаривать, будь то музыка, танцы, спорт или что угодно. Часто бывает, что в ущерб занятиям в школе подростки предпочитают заняться любимым дело, на что родители и учителя реагируют неадекватно, пытаясь его перестроить на учебу, считая, что это ему нужнее. Часто взрослые общаются с подростками, не учитывая психологические особенности подростков, что приводит к формированию сознания так называемого трудного подростка, с которым затем они активно ведут борьбу. Психологические особенности трудных подростков отличаются неправильным формированием авторитетов, а следовательно целей и жизненных установок. Они начинают приобретать так называемые признаки взрослости, проявляющиеся курением, употреблением алкоголя, наркоманией и использованием ненормативной лексики. Таким образом, они пытаются самоутвердиться в среде более старших сверстников. Зачастую они уходят от близких отношений в семье, закрываются, что в дальнейшем во взрослой жизни проявляется неспособностью строить адекватные отношения с противоположным полом и строить семейные отношения.
Психологи рекомендуют взрослым более внимательно относиться к своим детям-подросткам, учитывать психологические особенности подростков, как дома, так и в социальных группах. Это касается школьных учителей, родственников и других взрослых, работающих в школьных коллективах.
Необходимо развивать у подростков правильные мотивации, поддерживать их в постановке жизненных целей и утверждении собственного «Я», как отдельной личности, способной на взрослые обдуманные поступки и новые достижения.