Проблема граффити — рисунок нельзя продать или выставить в музее

Не так давно очередное граффити художника Бэнкси появилось на стене одного из гаражей городка Порт-Толбот, Уэльс. Владелец здания, Ян Льюис, даже не подозревал, сколько людей захочет увидеть этот шедевр, помещенный на стене его недвижимости.

Изображение привлекло тысячи посетителей, и Льюис решил защитить его, наняв охранников и создав специальное заграждение. В связи с этим у многих искусствоведов возник закономерный вопрос – нуждается ли граффити вообще в защите? В конце концов, суть этого искусства заключается в том, что оно является временным и может быть уничтожено другим слоганом или изображением, нанесенным поверх.

Суть граффити

Уже давно граффити стало одним из способов, с помощью которого люди могут публично заявить о своих взглядах без официального разрешения. Это форма протеста, которая занимает общественное пространство и не требует одобрения, а часто остается анонимным.

Список художников, создающих граффити, которые завоевали признание в мире современного искусства, не особенно длинный. И Жан-Мишель Баския, по прозвищу Бэнкси, один из самых известных.

Нежданная популярность

Проблема граффити - рисунок нельзя продать или выставить в музее

Сам Бэнкси сказал, что он никогда не жаждал коммерческого успеха, и что это признак неудачи граффити-художника.

Однако хочет этого сам Бэнкси или нет, популярность его работ во истину феноменальна. Его стиль легко узнаваем, он имеет некоторую трафаретность, а сами изображения являются откликом на социальные и политические проблемы общества. Работы Бэнкси признают даже те, кто привык видеть искусство только в картинных галереях.

Недовольство художника понятно. Граффити начиналось как то, что противопоставляет себя концепции искусства в качестве некоего эксклюзивного произведения, требующего больших затрат. А теперь и оно стало подобием того, с чем боролось.

Комерческий успех

Не так давно произошло небывалое – работа Бэнкси «Любовь в мусорном ведре» была продана за немалую сумму на аукционе. В связи с этим его новая картина на стене гаража вызывает множество вопросов. Художник прекрасно понимал, какой интерес у публики вызовет гараж ничего не подозревающего Льюси. А может, таким образом художник решил облагодетельствовать Порт-Телбот? Так или иначе, он должен был понимать, сколько хлопот граффити принесет владельцу стены, на котором оно изображено.

Публичное искусство существует во многих формах: от монументальных статуй в память об исторических фигурах до временных и часто незаконных фресок, созданных современными художниками, то есть граффити.

Проблема граффити - рисунок нельзя продать или выставить в музее

Несмотря на то, что Бэнкси перекладывает ответственность за свои работы на других, он поднимает важные проблемы, такие как загрязнение воздуха, рост капитализма, пренебрежение человеческими ценностями и др.

Вопрос ответственности

Так или иначе, но Льюис был спасен. Правительство Уэльса подтвердило, что возьмет на себя охрану это произведений искусства, а также будет следить за тем, чтобы его не испортили погода или люди. Не интересоваться законченными работами — это совершенно нормально для Бэнкси, можно сказать, что в этом воплощается его философский взгляд на жизнь. Он спокойно оставляет свою работу на милость других после того, как завершит ее. Тем не менее художник мог бы дать часть своих немалых денежных средств, чтобы помочь защитить свое граффити и компенсировать владельцу гаража все затраты и хлопоты.

Было бы намного разумнее художнику продавать свои работы. И дело не в личной выгоде. Вырученные средства можно потратить на решения тех самых социальных проблем, которые отражены в его граффити. Прецеденты уже существуют. Так, в 2014 году художник Деннис Стинчкомб продал свое граффити, изображенное на стене ночного клуба, а деньги потратил на помощь благотворительной организации.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.