Красота ювелирных изделий напрямую зависит от искусности мастера и изысканности узоров, выбранных для украшения. Из-за этого стремительно набирают популярность авторские работы, содержащие в себе куда больше индивидуальности за счёт использования оригинальных методик и орнаментов.
Однако это касается только таких изделий, как кольца и серьги. В выборе цепочек и браслетов люди, как правило, отдают предпочтение украшению, выполненному в более традиционном стиле. Это связано с тем, что такие категории изделий приходятся по душе не только представительницам прекрасного пола, но и мужчинам, более склонным к ношению неброских, но качественных вещей. Так, одним из самых востребованных видов выполнения ювелирных работ считается плетение «лисий хвост», применяемое для создания крупных цепочек и браслетов.
История появления
Начало изготовления изделий, выполненных с применением подобного метода соединения «звено в звено», приходится на бронзовый век. Первые образцы цепей были найдены при раскопках королевских могил в городе Ур на территории нынешнего Ближнего Востока.
Однако достоверно определить, откуда родом плетение «лисий хвост», невозможно. Многие относят его появление к заслугам византийских ювелиров, что в корне неверно, но вполне объяснимо: в VII столетии данная технология была усовершенствована греческими и римскими мастерами. Ими были созданы методы соединения нескольких рядов звеньев в одну полосу. В итоге плетение «лисий хвост» получило широкое распространение в европейских странах и России.
На сегодняшний день мастера прибегают к его использованию для получения копий античных украшений, создания самостоятельных изделий, а также в качестве дополнительного элемента в авторской работе.
Особенности плетения
«Лисий хвост» часто называют византийским, однако это не совсем так. На деле эти виды несколько различаются. Византийское плетение является разновидностью «бисмарка», и в его основе лежит соединение элементов разного размера, направленных хаотично, в одно звено, из-за чего украшения имеют довольно массивный вид. В «лисьем хвосте» же все кольца уложены в одну сторону, что делает его более изящным.
Однако на сегодняшний день очень немногие знают об этом различии, вследствие чего даже сами мастера порой объединяют обе эти разновидности в одну, именуя плетение «лисий хвост» византийским.
Виды
Благодаря обработке звеньев мастера добиваются различных эффектов, добавляющих изделию оригинальности при создании украшений в технике «лисий хвост». Плетение цепочки или браслета имеет несколько возможных видов, отличающихся по форме элементов:
- Собранный «лисий хвост» состоит из спиралей, закрученных в разных направлениях. Каждое звено собрано из шести тонких колец, соединённых проволокой вручную, что позволяет создать неповторимый узор. Стоимость такого изделия будет крайне высока.
- Круг – разновидность, славящаяся своей прочностью. Благодаря равномерному распределению внутренних связок закруглённые спирали звеньев невозможно разорвать.
- Полукруглое плетение отличается меньшим радиусом загиба элемента.
- Последний вид имеет квадратное сечение и состоит из колец, проволоки и звеньев-связок, что делает его идеальным для создания массивных цепочек и браслетов.
При этом такая цепь (плетение «лисий хвост» в любой из перечисленных выше модификаций) имеет хорошую плотность, позволяющую надевать на неё дополнительные подвески. Их количестве не ограничено, однако они должны обладать меньшей, чем общий вес изделия, массой.
Преимущества плетения
Основным достоинством этой техники создания ювелирных украшений является вариабельность используемых материалов. Плетение «лисий хвост» (золото, серебро или латунь – совершенно неважно) всегда выглядит выгодно и изысканно. Отметим, что наибольшей популярностью пользуются цепи и браслеты из драгоценных сплавов, что влияет на и без того высокую стоимость, присущую вещам ручной работы.
Также данный вид плетения обладает высокой прочностью и надёжностью при эксплуатации, поскольку сложная система связующих звеньев не позволяет порвать изделие голыми руками, а универсальный внешний вид предоставляет возможность носить украшение ежедневно, не снимая.