«Паннония», мотоцикл производства Венгерского машиностроительного предприятия Чепель, выпускался с 1954 по1975 год. За основу конструкции венгерские инженеры взяли мотоцикл DKW RT-125 немецкого производства. Несколько опытных образцов носили название «Чепель». А когда проект получил развитие и была освоена новая полноценная модель TL 250, она получила имя Pannonia. «Паннония» — мотоцикл с неплохими характеристиками для того времени, объемом цилиндра 250 куб/см, устойчивый на ходу и легко управляемый. Он пришелся по вкусу широкой публике.
Мотоцикл «Паннония»: технические характеристики
Мотоцикл характеризуют следующие показатели:
- двигатель — одноцилиндровый, двухтактный;
- объем цилиндра — 246 см3;
- ход поршня — 68 мм;
- степень сжатия — 39,8;
- диаметр цилиндра — 68 мм;
- мощность максимальная — 14 л.с.;
- предельная скорость — 110 км/час;
- колесная база — 1380 мм;
- длина мотоцикла — 2100 мм;
- высота — 980 мм;
- расстояние от руля до переднего седла — 650 мм;
- ширина — 680 мм;
- дорожный просвет — 130 мм;
- масса — 146 мм;
- вместимость бензобака — 18 литров;
- резервная емкость для дозаправки, с переключателем — 4 литра.
Мотоцикл «Паннония», характеристики которого и без того находились на достаточно высоком уровне, тем не менее постоянно совершенствовался в процессе производства. Кардинальных изменений не происходило, но в ходе конвейерной сборки регулярно вносились небольшие изменения, которые способствовали повышению имиджа машины. Особое внимание уделялось уровню комфорта «Паннонии», разделялись седла, совершенствовалась амортизация.
Электрооборудование
«Паннония» оснащается маховиковым зажиганием инерционного типа, напряжением 6 вольт, мощностью 45 ватт. Динамо установлено на конце вала главной передачи и взаимодействует с регулятором напряжения и генератором. Свеча зажигания стандартная, М14 марки Bosch. Цепь электроснабжения бортовых потребителей обычная, принятая для большинства мотоциклов среднего класса. Шестивольтовые лампочки освещения не совсем отвечают требованиям ночной эксплуатации, они маломощны. В остальном электрооборудование мотоцикла достаточно надежное и не требует регулировки.
Развитие производства
В 1956 году была освоена новая модель TLT 250, а еще через два года — модификация TLF в двух вариантах: TLB — отличалась раздельными седлами и TLD с новой эффективной системой генераторного зажигания в 60 ватт. Массовое производство серии TLT положило начало экспорту «Паннонии» в Советский Союз, который вскоре стал основным покупателем венгерской мотоциклетной продуции на всей европейской территории. Внешторг СССР получал 25000 машин в год. Однако Венгрия отправляла «Паннонию» и в другие европейские страны, а также в США. Для отечественного потребителя оставалось не более 30 процентов всех выпускаемых мотоциклов.
«Паннония», мотоцикл совершенной конструкции, надежный и сравнительно недорогой в эксплуатации, становился все более популярным. Однако прогресс требовал дальнейшего развития, и в 1968 году предприятие «Чепель» запустило в производство новую модель Р20, взамен устаревших модификаций TLT. Р20 была скопирована с японской «Yamaha YDS-2». Машина получилась высокого класса, с прекрасными ходовыми данными, но качество слишком дорого обошлось, ее розничная цена увеличилась в разы. Руководство «Чепеля» вскоре осознало свои просчеты, не следовало разрушать уже созданные структуры сбыта, в угоду эфемерным амбициям по созданию новых супермотоциклов под маркой «Паннония», хоть даже и по аналогиям с японской мототехникой. У рынка свои жесткие законы и они в конце концов привели производство удачной модели с хорошими перспективами к стагнации, а затем и к закрытию.
Падение спроса
Первым отказался от модели Р20 Советский Союз, посчитав слишком дорогим для себя удовольствием закупку слишком сложной и дорогой техники. Затем об отказе заявили еще несколько стран. У венгерского производителя наметились проблемы со сбытом продукции, которые быстро превратились в непреодолимые трудности. В 1975 году производство «Паннонии» было прекращено. Складские запасы постепенно реализовались, а новых поступлений не было.
Проект «Паннония», мотоцикл с высоким реноме, достаточно совершенный для своего времени, перестал существовать. Однако до сих пор на всем пространстве бывшего СССР на дорогах можно встретить двухколесную черную машину с характерным профилем, как память о прошлом.
Мотоцикл «Паннония»: цена
Стоимость раритета определяется в первую очередь его возрастом. Техническое состояние также имеет значение. «Паннония» выпускалась более сорока лет назад, ее коллекционная ценность очевидна. Стоит мотоцикл венгерского производства сегодня не менее двухсот долларов, в зависимости от «степени потрепанности». Цена ухоженных, коллекционных экземпляров может доходить до 1.500 долларов, а иногда и до двух. Красно-белые модификации с коляской стоят еще дороже.
Ремонт
Как и любая мототехника середины прошлого века, «Паннония» нуждается в восстановлении. Мотоциклу, главным образом, необходим косметический ремонт, покраска должна быть безупречной, двигатель почищен, оперение отполировано. Вместе с тем, машина требует грамотной технической реабилитации. Все узлы и агрегаты проходят диагностику, и после выявления всех дефектов можно начинать капитальный ремонт. Запчасти на мотоцикл «Паннония» уже давно в дефиците, но именно благодаря этому еще можно найти необходимые детали. При регулярном посещении рынка выходного дня по продаже ремонтных принадлежностей можно отыскать любые запасные части для замены вышедших из строя.