От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Огромное войско казачьих повстанцев, предводителем которого был Стенька Разин, ликуют и праздную свою победу в Персии. После чего главный герой неожиданно для зрителей убивает свою возлюбленную — персидскую княжну, узнав о ее мнимой неверности. Это первая картина, которую увидели московские зрители в кинотеатре «Аквариум» уже более ста лет назад. Первый российский повествовательный фильм был снят режиссером Александром Дранковым. С этого момента зародилось наше кино. Важные вехи отечественного кинематографа рассмотрим в этой статье.

«Броненосец Потемкин» (1925)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Сергей Эйзенштейн — режиссер, которого по праву можно назвать гением, один из первых в стране взялся за экранизацию важных исторических событий. Фильм «Броненосец Потемкин», в котором воссоздаются драматические эпизоды 1905 года, стал настоящей классикой не только отечественного, но и мирового кино. И это не просто слова — к примеру, сцена, где повстанцы-моряки идут по ступеням имперского линкора в Одессе, была переосмыслена режиссером Брайаном де Пальмой в «Неприкасаемых». Нечто подобное появлялось в «Голой пушке 33» Питера Сигала.

Эйзенштейн брался и за съемки других сюжетов. В частности, стали легендарными его работы — «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный». В мире он также стал известен благодаря созданию стиля интеллектуального монтажа.

«Кубанские казаки» (1949)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Съемками фильма руководил режиссер и сценарист Иван Пырьев. В «Кубанских казаках» отражена история любви двух колхозников, трудящихся и живущих на Кубани. В нем жизнь советского народа должна была предстать перед зрителем во всей красе. Ассоциаций других и не возникало — рабочие дружный и веселый народ, любящий жизнь, уважающий товарищей, умеющий трудиться.

И это спустя четыре года после окончания Великой Отечественной войны — самой разрушительной в нашей истории. Страна была истощена, фактически обезглавлена и обескровлена. Съемки проходили в непростых условиях. Говорили, что многие актеры падали без сознания от голода, когда в кадре появлялись бутафорские продукты, предназначавшиеся для отображения плодородия и богатства.

«Летят журавли» (1957)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

С точки зрения артистизма и технологического мастерства этот фильм стал инновационным в свое время. Снял его режиссер Михаил Калатозов. В качестве оператора выступил Сергей Усуревский, именно он исполнял такие необычные приемы, как длинная фокусировка камеры на определенном моменте, съемка посредством круговых рельсов. Теперь все эти методы стали основополагающими. Но патента на изобретение, конечно же, не было.

Сюжет, казалось бы, банален и прост — история длительной дружбы и чистой любви, которая трагически обрывается из-за начала Великой Отечественной войны. На первый план выходят и семейные распри и личный выбор каждого из героев. Алексей Баталов и Татьяна Самойлова сумели показать всю многогранность своих персонажей — уникальность, неповторимость. Однако идеализация советского человека была попрана. Власти жестко раскритиковали картину. Но это не помешало картине получить «Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Как ни странно, больше ни один российский фильм ее не был удостоен.

«Июльский дождь» (1967)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Марлен Хуциев снял один из самых интеллектуальных и артхаусных кино того времени. «Июльский дождь» стал настоящим прорывом. Фильм сумел стать произведением искусства, напомнившим искушенному зрителю нечто французское, вроде «Новой волны».

В картине снялись барды-песенники Юрий Визбор, Булат Окуджава, Евгений Клячкин, которые привнесли в его атмосферу нечто уникальное и неповторимое. Жанр «авторской песни» очень полюбился российскому обывателю. Интересно, что в съемках в качестве второстепенных персонажей приняли участие именитые режиссеры Андрей Тарковский и Александр Митта.

«Война и мир» (1966-1967)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

«Война и мир» Сергея Бондарчука стала лучшей в мире экранизацией эпопеи Льва Толстого. Превзойти не удалось никому. Недаром фильм был удостоен «Оскара». Четырехсерийную картину снимали грандиозно. Соответственно, потрачено на производство средств тоже немало. Даже Министерство обороны Союза было задействовано в процессе — около 1500 человек предоставило для съемок батальных сцен.

На протяжении шести лет велась работа над «Войной и миром», в картине использовались многочисленные музейные экспонаты, огромное количество орудия и боеприпасов. Операторы впервые использовали панорамные съемки сражений.

«Москва слезам не верит» (1980)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Еще один советский фильм, получивший «Оскар» в качестве лучшего иностранного. В 1985 году состоялась официальная встреча Михаила Горбачева с Рональдом Рейганом. Президент США рассказал о том, что несколько раз пересматривал картину, чтобы понять, что такое загадочная русская душа.

Режиссер Владимир Меньшов в 80-е годы был еще мало известен, актерский состав кроме Алексея Баталова и вовсе поначалу считали слабым. Однако после выхода картины на экраны все резко переменилось. Популярность ее зашкаливала, и неслучайно — каждая советская женщина в главных героинях узнавала себя.

«Брат» (1997)

Криминальная драма (см. главное фото) режиссера Алексея Балабанова стала символом отражения эпохи 90-х. Все то, что в то время процветало в стране (бандитизм, рэкет, преступность) из-за распада Советского Союза, вылилось в нечто подобное. В кадре главным действующим лицом становится молодой парень Данила Багров, вернувшийся домой после Чеченской войны и пытающийся найти себе применение в обычной жизни.

Несмотря на то что фильм был снят при небольшом бюджете и за 31 день, он мгновенно полюбился зрителю. Вторая часть «Брата» вышла спустя три года.

«Нелюбовь» (2017)

От Эйзенштейна до Звягинцева: самые знаковые фильмы русского кинематографа

Фильм получил премию жюри на Каннском кинофестивале в 2108 году и был выдвинут на «Оскар» в качестве лучшего иностранного. Он повествует о непростых отношениях главных героев, желающих развестись.

Режиссер Андрей Звягинцев стал фаворитом европейских кинематографистов с момента выхода его первого фильма «Возвращение», за который он получил «Золотого льва» в 2003 году. Последующие картины режиссера — «Изгнание», «Елена», «Левиафан» тоже так или иначе были отмечены вниманием зарубежной публики.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.