В осеннем прокате появился новый мистический триллер совместного производства Бельгии и Франции. Это малобюджетный фильм, но он может претендовать на хорошие рейтинги. “Комната желаний” снята в привычном стиле с лучшими элементами жанра. И пусть картина не представляет абсолютно новый сюжет, это не означает, что “избитые клише” испортят зрительское впечатление от просмотра. В данной статье мы попытаемся разобраться, о чем сюжет и какой смысл он несет, и узнаем, что зрителям понравилось, а чего создателям можно было бы избежать.
Подача
Авторы представляют нам семейную пару, которую можно назвать обычной. Уставшие от шумного мегаполиса, они перебираются в место потише, а именно в дом, стоящий в лесной чаще. Первая половина картины очень похожа на драму. Мы узнаем детали семейной жизни супругов, их увлечения и горести, которые давно тяготят их счастливое существование. И все же, герои пытаются выглядеть счастливыми, не позволяя прошлому мешать строить будущее. Их единственное желание – родить ребенка. И как бы это не показалось кощунственным, именно на этой проблеме сценаристы останавливаются, когда дают сюжету следующий уровень – к сожалению, до этого момента повествование идет слишком медленно, а когда зритель знает практически все о супругах, их жизнь начинает наскучивать.
Тише едешь, дальше будешь
То, что отличает картину – и за это, пожалуй, можно поблагодарить создателей – с середины фильма сюжет слегка ускоряется, а после и вовсе закручивается с новой силой. Вся прежняя обыденность жизни героев уже таковой не воспринимается, а ближе к финалу происходящее принимает поистине мистический оборот, в котором сами персонажи оказываются на грани реальности и искусственно созданного мира. Подобное положение вещей ощутимо давит на зрителя, психологическая составляющая в такие моменты очень сильна, что, однако, в целом не придает фильму силы. Концовка не может быть счастливой, и от мистической стороны развития событий уже не уйти.
Идея
И все же, большой плюс в том, что авторы смогли зацепиться за что-то в этой прямо скажем далеко не новой истории. Переезд, новый дом, начало следующего этапа – по такому сценарию идут многие драмы. Мистика в картине отражается не только на самом доме и его загадочной истории, но и в окружающих людях, которые могут оказать определенное давление, знают тайны прошлого, а потому только сгущают краски.
После того, как герои нашли старую комнату, тщательно заклеенную обоями, они впервые почувствовали дыхание потустороннего. Комната может выполнить любое желание. Абсолютно. Притом, что никакой “расплаты” за это не будет. Кто откажется от такого подарка? Неудивительно, что добрую часть фильма супруги носят одежду брендовых марок, купаются в деньгах, наслаждаются подлинниками предметов искусства… И как-то странно при этом себя ощущают – вернее, начинают воспринимать происходящее как должное, без тени смущения, без предела дозволенности, без ощущения “а нам точно можно?”. Именно здесь начинается черта, которую супруги не видят. Ведь не зря авторы уделяют так много времени этим сценам, что они наскучивают зрителю, показывая, что герои действительно могут получить что угодно. Пока им не захочется перейти черту.
Психоделика и предвкушение безумного финала
Не торопитесь прощаться с фильмом, долгое затягивание сюжета попытается окупиться ближе к финалу. С этого момента кардинально меняется жанр картины. Если в первой половине “Комната желаний” выступала исключительно как драма, то сейчас – триллер, а точнее фантастический триллер. Плюс создателям за такой резкий, правильный и абсолютно оправданный переход. Можно долго искать нотки ужастика, но здесь их точно нет: отсутствие призраков, знающий правду о доме старик из психбольницы, загадочное убийство старых хозяев – вот, пожалуй, и все. Но подобные попытки “поднять” жанр кажутся ничтожными и нисколько не пугают.
Атмосферная развязка
Она воспринимается с нарастающим ощущением не простого, а безумного финала, словно пробка от шампанского, которую долго трясли, скоро выстрелит. Можно ли осуждать Кейт за то, что она “попросила ребенка”? Тут авторы не дают ответа, хотя ответ мог бы быть достаточно простым. Они оставляют право осуждения зрителям. Невозможно не вернуться назад и не вспомнить о черте, которая персонажам была дозволена, но которую они переступили. Мечтающая завести ребенка, в безудержной агонии Кейт не в силах устоять, забывая о главном правиле – вещь не должна покидать дом. Но рождение ребенка априори предполагает, что всю жизнь в четырех стенах он не просидит. Думала ли об этом Кейт, уже ощущая себя будущей матерью? Нет. Надеялась ли она, что получится обмануть систему? Да.
Мысли материальны
Финальная часть картины смешивает множество вещей, порой сложных для понимания самими супругами: странное поведение ребенка, грань между вымыслом и реальностью, поиск выхода… Словно безмолвное чудовище, комната затягивает живые души, высасывая из них последние силы, еще позволяющие оставаться в здравии. Комната реализует самые сокровенные желания, и чем оригинальней они становятся, тем больший вселенский масштаб приобретает все происходящее. В целом “Комната желаний” превращается в нечто огромное по своим размерам, большой запутанный клубок головоломки, которую так просто уже не разгадать.
“Комната желаний” – прекрасная притча для того, чтобы быть обыгранной и отличная идея, над которой можно долго размышлять.
Разбираем по кусочкам
Внимательные зрители всегда ждут мелочей, за которые можно зацепиться. Но в “Комнате желаний” все достаточно скромно и в меру. Думаете, при другом бюджете, промо-туре и поддержке Голливуда эффект оказался бы лучше? Возможно. Но согласитесь, для своего “уровня” картина сохраняет ключевые моменты и стойко держит планку. Поскольку никаких призраков и всего того, что требовало бы наличия спецэффектов в фильме нет, претензии на визуализацию также отсутствуют.
Если с драмой у режиссера Кристиана Волькмана все сложилось более-менее, то накрученный с середины фильма триллер ему сложно дается. За супругов искренне переживаешь, а вот тревожно за них не становится – возможно, виной тому отсутствие нужных тонов и музыки. Оправданно то, что это была попытка спасти картину, но в итоге получилась “каша”. Оставляющая вдобавок несколько нераскрытых поворотов, так что зрителям придется искать объяснения и после финальных титров.
Простая история – не простой посыл
Возвращаясь к основной идее получения всего желаемого, еще раз хочется отдать должное создателям за попытку показать доступность вещей окружающего нас мира. Словно слепые котята, мы часто попадаемся на уловку купить ненужную вещь, особенно, если она достается почти даром. В случае с главной героиней – достаточно одного желания, когда свои импульсы выходят из-под контроля. Одно желание, которое можно смело назвать волшебством, оборачивается для Кейт страшным кошмаром; желание, которое заставляет деградировать супругов и перестать быть теми спокойными, уравновешенными людьми в начале. И все же, какой для Кейт окажется расплата? Заключительные сцены фильма показывают нам невероятную трансформацию героини, “наделенную” ярко выраженной шизофренией. За столько сильное визуальное восприятие актерской игры стоит сказать отдельное спасибо Ольге Куриленко, сумевшей передать весь психологизм как своего персонажа, так и всей идеи фильма.