Новый спектакль «Киса»: в «Приюте комедианта» переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

В последних числах декабря в одном из популярных театров Санкт-Петербурга сыграли новый спектакль. В «Приюте комедианта» показали постановку режиссера Семена Серзина «Киса» по мотивам романа «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Мотивы в спектакле использованы не те хрестоматийные, которые всем хорошо известны по нескольким созданным экранизациям, а совсем другие, ранее запрещенные советской цензурой. Жанр постановки определен режиссером как ироничная комедия. Зрители и критики говорят, что это «невообразимо смешно».

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

О постановщике

Семена Серзина в Москве ожидала большая удача. Он поставил здесь три спектакля, которые пользовались большим успехом, после чего возвратился в «Приют…». «Киса» — вторая его работа в этом театре. В 2016-м им был поставлен здесь спектакль «Смерть Тарелкина». Команда, выпустившая «Тарелкина» (художник С. Матвеева, хореограф А. Закусова, композитор Е. Серзин), работала вместе с ним и над новым спектаклем. У самого режиссера в «Кисе» произошла частичная смена статуса: он впервые вышел на сцену как исполнитель заглавной роли, правда, не в первом составе (в премьере образ Воробьянинова воплощен Евгением Переваловым).

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

Режиссер о спектакле

По словам Серзина, в новом спектакле зрителю показали настоящую историю Кисы Воробьянинова. Интерес режиссера к роману Ильфа и Петрова объясняется определенной созвучностью поднятых в произведении вопросов сегодняшним реалиям. Как считает Серзин, в 2020-2021 гг. все цепляются за 2019-й, мечтая вернуться в него, не понимая, что жизнь изменилась кардинально. Не всем удается приспособиться к новым обстоятельствам. Точно так же в далеком 1927-м герои не могли найти свое место среди всех сложностей, которые переживала страна.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

Новый взгляд на Кису Воробьянинова

Что об этом персонаже известно среднестатистическому читателю? Только то, что он является разжалованным экс-предводителем дворянства, который в течение нескольких лет прятался от новой советской власти в доме тещи. Именно она рассказала зятю о своих бриллиантах, зашитых в одном из двенадцати стульев гостиного гарнитура. В паре с великим комбинатором Воробьянинов отправляется на их поиски.

Но это лишь ничтожная часть биографии образа. Истинная суть личности Кисы, особенности его характера и перипетии приключений безжалостно вырезала из знаменитого романа советская цензура.

Традиционно Кису представляют стариком, в определенном смысле жертвой лихого авантюриста Бендера. Как полагает режиссер, основываясь на содержании запрещенных цензурой глав, Воробьянинов является мотом и бонвиваном, превзошедшим великого комбинатора. Развернувшаяся охота за фамильным богатством – его последняя возможность вернуть себе былую блестящую жизнь. Именно о настоящем Кисе, которого до сих пор никто не знал по-настоящему, рассказывает спектакль.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

О составе актеров

В спектакле задействованы два состава артистов, собранных из разных театров. Так, сам Серзин сыграет главную роль Кисы Воробьянинова, дублируя исполнение актера МХТ им. А. П. Чехова Евгения Перевалова. Роль Остапа исполнили: И. Дель и А. Ведерников, отца Федора — И. Борисов, О. Рязанцев, мадам Грицацуеву сыграли Т. Полонская, заслуженная артистка РФ, и Ю. Башорина. Для выбора актрисы, которая бы исполнила роль любовницы Воробьянинова — Лизы, был устроен большой кастинг: театром было получено больше двухсот заявок от различных актрис из столицы и Санкт-Петербурга. В результате исполнение роли доверили Яне Обросковой.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

О сюжете

В основе сюжета «Кисы» положен апокриф романа «Двенадцать стульев». Главы, повествующие о бурной молодости Воробьянинова, были запрещены цензурой и опубликованы лишь в 1999-м. В них Киса фигурирует в качестве второго главного героя романа (так определяют сами авторы) и первого (как считает Семен Серзин). Сюжет «Кисы» не ограничен «приквелом», о содержании которого никто толком не знает, но в целом повторяет сюжет романа. Действие в спектакле переносится в условный подземный переход девяностых.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

Основная часть спектакля посвящена охоте Воробьянинова за фамильными драгоценностями. Киса вместе с Остапом вступают в противоборство со священником отцом Федором Востриковым, узнавшим о богатстве во время исповеди.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

О постановке

Команда, создавшая постановку, представила в спектакле сложный и замысловатый хронотоп. Идеей, определяющей художественное оформление сцены, является аналогия между нэповской эпохой (временем действия произведения) и «лихими девяностыми» — двумя эпохами перемен, в которые разваливался старый мир, и людям приходилось приспосабливаться к новым порядкам.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

По словам Сони Матвеевой, подземный переход (место действия спектакля) является неким собирательным образом из недавних девяностых, в которых встречаются типажи, рождающие различные ассоциации с эпохой НЭПа.

Новый спектакль "Киса": в "Приюте комедианта" переосмыслили личность Кисы Воробьянинова

Визуальная картинка спектакля представляет собой своеобразное смешение исторических деталей и штампов девяностых. К примеру, у девушки под олимпийкой спрятан замысловато выполненный по старинной выкройке корсет. Отец Федор носит пресловутый малиновый пиджак со спортивными штанами в комбинации с идеально изготовленными штиблетами. На стенах в переходе когда-то красивая белая плитка размером 15 х 15, теперь совершенно убитая и обшарпанная. В углу пристроился уличный музыкант, напротив него уснул бомж, мимо проходит молодка на высоченных шпильках. В спектакле пересекаются абсолютно разные сцены, сюжеты, характеры. Былая роскошь прикрывается смешным безумием девяностых. Спектакль смешон и одновременно страшен.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.