Автоперевозки — наиболее мобильный способ доставки грузов. Они не вписаны в расписание, как ж/д перевозки. Они не так рискованны, как морская транспортировка. Современные автоколонны располагают транспортом любой грузоподъемности. Даже ракеты на взлетные площадки доставляются колесными машинами. Низкорамник, перевозка которым незаменима для доставки самых проблемных грузов, позволяет отправителю сэкономить время и средства.
Историческая справка
Острая необходимость в перевозках грузов небывалых размеров возникла в СССР в начале 70-х, когда в восточных регионах страны развернулись грандиозные работы по постройке трубопроводов, гидро- и атомных электростанций. Часто для монтажа на месте требовались огромнейшие функциональные узлы и детали конструкций, сборка или формирование которых возможны лишь в производственных условиях. Тогда решением правительства был подобран коллектив научно-технических специалистов для анализа и подготовки решения этого вопроса. Результатом стала организация в 1974 г. в Горьком (Нижний Новгород) специализированной автоколонны «Спецтяжавтотранс». Позже было создано и одноименное научно-производственное объединение, разработавшее:
• технологии производства транспорта для специфических перевозок;
• централизованную систему транспортировок;
• технологии и нормативы организации доставок негабаритных тяжелых грузов.
С 1981 г. объединение занялось и международными перевозками. В 1992 г. была завершена разработка системы автоматизированного поиска оптимальных маршрутов и технологий транспортировок.
Современность
После преодоления трудностей перестройки эта отрасль возродилась и достигла передового уровня, что подтверждает рекорд России 2013 г. по автомобильной перевозке самого тяжелого в мире груза на наибольшее расстояние. Тяжеловозы выпускаются на импортных комплектующих, в основном немецкого производства. Теперь автоколонны тралов (платформ) базируются и в других городах. Есть такая и в Москве. Они на коммерческой основе предлагают полный комплекс услуг по доставке любого груза, требуя от заказчика лишь предоставления физических характеристик перевозимого объекта и начальной и конечной точек маршрута.
Описание низкорамника
Трал, автопоезд — так называют тягач с низкорамной платформой для перевозки негабаритных грузов. Прочная площадка без бортов, не ограниченная сверху, с боков и сзади, дает возможность это сделать. Низкая рама обеспечивает запас высоты, важный для транспортировки высоких грузов под мостами, арками, ЛЭП, в тоннелях. Она удобна для заезда самоходных устройств. Погрузка производится с помощью аппарелей, — покатой площадки, способствующей въезду с минимальным углом наклона на платформу высотой менее 1 метра исправной техники. Для более равномерного распределения нагрузки трал имеет большое количество осей (обычно<8). Низкорамник, перевозка которым охватывает грузы весом до 200 т, производится на платформе длиной 6,7-22 м. Стандартная ширина базы — 2,5 м, но существуют тралы с шириной площадки до 4 м.
Самый большой объем перевозок по странам СНГ с использованием автотранспорта для нестандартных грузов приходится на вес <100 т. Но с развитием промышленности благодаря новейшим достижениям науки количество сверхтяжелых и сложных для транспортировки грузов растет. Определить центр тяжести груза не всегда достаточно легко. В таких случаях применяются блокираторы. Пневматические и гидравлические подвески дают возможность справиться с перемещениями центра масс огромного груза на выбоинах и других неровностях. Цельная рама полуприцепа опирается на 2-5 осей. Нагрузка на одну ось производителем рекомендуется в среднем 10 т. Груз считается негабаритным, если выступающие детали превышают в ширину 2,55 м, в длину 20 м, в высоту — 4,0 м с учетом высоты низкорамника и других его размеров.
Как путешествует спецтехника
Многие специализированные машины имеют низкую скорость хода, а проезд некоторых конструкций просто губителен для дорожного покрытия. Механизмы типа мостовых кранов вообще не имеют возможности самостоятельного перемещения. Расход бензина у неповоротливых машин велик. Низкорамник для перевозки спецтехники (сельскохозяйственной, военной, строительной), которая часто имеет гусеничную ходовую часть, решает эту задачу. Особо тяжелые и неманевренные машины удобно грузить спереди на полуприцеп-корыто, отсоединенный от тягача. Если приходится использовать расширители платформы, нужно следить, чтобы во время перевозки низкорамником груз упирался в базу, а не давил своей массой на более слабые расширители, приводя их к деформации. Такая ситуация может даже вызвать аварию.
Погрузка своим ходом производится очень медленно. Для спецтехники с длинной нависающей позади колес задней частью лучше использовать длинные аппарели, чтобы не посадить на них загружаемый объект из-за большого угла подъема. Для уменьшения высоты на период перевозки низкорамником некоторые высокие спецмашины укладывают на бок или на брюхо. С этой же целью можно спустить или снять колеса.
Недвижимые грузы
Тралы благодаря крепости рамы, надежной подвеске, большому количеству осей, наличию расширителей и возможности монтажа дополнительных несущих модулей способны перевозить грузы весом более 200 т. В них нуждаются производители и покупатели крупных монолитных конструкций, неразборных узлов, судов, длинных отрезков труб, огромных цистерн. Погрузка тяжеловесных изделий производится башенным краном, возможно, несколькими и (или) с помощью специальных приспособлений.
Грузы, состоящие из сравнительно небольших по весу модулей удобно загружать на низкорамник с краном-манипулятором. Такой кран способен поднять и вес более 10 тонн в пределах 1 м. Но если требуется вылет стрелы, например, на 8 м, грузоподъемность крана падает на порядок. Зато грузоперевозки низкорамником со стационарным манипулятором дешевле благодаря меньшему количеству задействованных людей. Также экономится место на небольших погрузочных площадках.
Оформление и поведение автомобиля с грузом
Полуприцеп-низкорамник должен выставить знаки «Длинномерное транспортное средство» и «Крупногабаритный груз». Второй знак чаще всего располагается на бампере тягача. Три фонаря оранжевого цвета, закрепленные на крыше кабины на расстоянии 150-300 мм друг от друга, сообщают участникам движения, что перед ними автопоезд. Транспортировщик может изменить маршрут только по чрезвычайным причинам, сообщив об этом ГИБДД. Останавливаться на краю проезжей части запрещено. Движение ограничено скоростью 60 км/ч, а на мосту — не более 15 км/ч. На заранее запланированных стоянках используется тормоз, блокирующий все колеса.
Машины прикрытия
Перевозки низкорамником негабаритных и сверхтяжелых грузов должны сопровождаться 1-2 автомобилями прикрытия. Их выделяет либо перевозчик, либо отправитель груза. Если на определенных участках маршрута требуется специальное регулирование дорожного движения, вместе с тралом движется патрульная машина ДПС.
Высота груза (м) | Ширина груза (м) | Длина груза (м) | Количество автомобилей | |
впереди | сзади | |||
>4,5 | <3 | <25 | 1 | — |
любая | <4,5 | <40 | 1 | 1 |
<4,5 | >40 | 1 | 1 | |
>4,5 | <40 | 1 | 1 | |
>4,5 | >40 | 1 | 1 |
Движущийся впереди автомобиль сопровождения должен располагаться на расстоянии приблизительно 2 м от автопоезда так, чтобы его корпус с двумя оранжевыми или желтыми проблесковыми маячками вверху; желто-оранжевыми светоотражающими полосами (10-50 мм шириной) по бокам и сзади; надписью вверху «Большая длина» или «Большая ширина» (светоотражающей или подсвеченной); выдвинутым устройством для измерения высоты встречных сооружений (при высоте автопоезда с грузом >4 м) слева выдвигался уступом за габарит эскортируемого транспорта. Р
азмер предупредительной надписи над машиной кортежа — 1 × 0,5 м; высота шрифта — не меньше 14 см. Сбоку или сзади требуется написать наименование владельца авто. Когда свес груза превышает 4 м, сзади обязательно должен ехать автомобиль-наблюдатель. Если груз экстремален и по ширине, и по длине, передняя машина везет надпись «Большая ширина» лицом вперед, задняя — «Большая длина», обращенную назад. При особой сложности груза одним из автомобилей сопровождения может быть тягач. Машина-транспортировщик должна иметь две независимые тормозные системы.
Трудности перевозки
1. Чтобы перевезти груз шириной 4 м по двухполосной дороге с двусторонним движением, нужно на некоторое время закрыть такой участок маршрута для всех других транспортных средств.
2. Не все мосты и тоннели могут пропустить через себя такую махину.
3. Так как, несмотря на все преимущества полуприцепа над прицепом, автопоезд остается менее маневренной машиной в сравнении с обычными участниками дорожного движения, его маршрут должен исключать крутые повороты и экстремальный рельеф местности.
4. В силу большого тормозного пути для выезда трала подбираются наилучшие погодные условия.
5. Для осуществления поездки требуется много разрешительных документов.
6. Как правило, каждая перевозка уникальна. Серии однотипных работ встречаются крайне редко.
Что может компания-перевозчик
Низкорамник, перевозка которым требует мастерства водителя, знаний логиста, профессионализма техников, неизменно показывает хороший результат выполнения заказов. Компании, сдающие в аренду тяжеловозы, предлагают следующие услуги:
• Осмотр и оценку характеристик груза специалистом.
• Разработку алгоритма проведения крепежных работ.
• Нахождение оптимального маршрута.
• Анализ сложных участков дороги.
• Оформление нужной документации.
• Согласование с ГИБДД маршрута и договоренность о сопровождении груза ее сотрудниками.
• Проведение погрузочно-разгрузочных работ.
• Оформление договора страхования груза.
• Прохождение всех формальных процедур на таможне.
В заключение
Очевидно, люди, занимающиеся такими сложными вопросами не от случая к случаю, а постоянно, решат их быстрее и надежнее. Но дело, как говорится, добровольное. Ситуация у каждого своя. Главное, чтобы все хорошо закончилось.