Эта любимая миллионами зрителей советского и постсоветского пространства комедия — одна из кинематографических жемчужин двадцатого века.
За четыре десятилетия проката ее посмотрело и пересмотрело, причем, не один раз, огромное количество людей. И это не странно, ведь только в первые месяцы после выхода картины на экраны зрителей было аж 58 миллионов. Цитаты давно стали крылатыми фразами, которые сейчас не знает лишь ленивый.
Как проходили съемки фильма «Служебный роман» и что осталось за кадром — в этой статье.
Как все начиналось?
Комедия была снята по пьесе «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали всего за месяц. Созданный чуть позже сценарий тоже был плодом их общих усилий.
Благодаря своему «резервному фонду», Рязанов смог в кратчайшие сроки подобрать актеров. Он даже не задумывался над тем, кого утверждать на роли «мымры» — Калугиной, Новосельцева, зам. директора, активистки из бухгалтерии, «той самой, у которой кофточка с жуткими розочками», Веры… Это был один из редких случаев, когда режиссеру было позволено утверждать тех, кого он хотел, а не выбрал худсовет.
Трудно пришлось гримерам, чтобы из довольно приятной женщины сделать настоящее страшилище, серую мышь.
Понадобился определенный грим, мешковатая одежда, грубоватая обувь. Для завершения образа пригодились старые очки отца оператора.
Да и образ Новосельцева создавался буквально «на коленке». На момент начала съемок Андрея Мягкова зрители привыкли видеть романтиком Лукашиным, поэтому режиссеру потребовалось максимально изменить его внешность.
Персонаж должен быт выглядеть типичным недотепой, эдакой «канцелярской крысой». Потребовались очки и усики.
Такие разные Новосельцевы
Сложности у Эльдара Александровича возникли, пожалуй, только с Олегом Басилашвили. Актер был убежден, что именно он — тот самый, который лучше всех подойдет для роли недотепы, и всячески пытался убедить в этом режиссера. А вот персонаж, которого впоследствии он и сыграл, Басилашвили не нравился. Правда, позже, когда съемки уже начались, актер признал, что режиссер был абсолютно прав.
Во время съемок, когда актер показывал своему партнеру по площадке — Мягкову — свою новую «Волгу», и позже, когда его персонаж так и не подвез в дождь давно влюбленную в него коллегу, ему пришлось водить машину. Но он никогда не сидел на водительском месте. Он работал с инструктором, но полностью научиться водить так и не сумел. Один раз Басилашвили сбил камеру, а потом разгромил киоск «Союзпечати». Актер переживал, что останется без гонорара, но его не наказали. Он получил даже премию.
Милая Верочка
Согласно пьесе, написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским, Вера — молодая длинноногая красавица. Так и играли этот образ в театре. Но при написании сценария для комедии роль была изменена под Ахеджакову. Поскольку актриса не похожа на стандартных красавиц, образ пришлось на ходу менять.
От первоначального осталось лишь то, что Вера была большой модницей. Так что в итоге зрители привыкли видеть любимую актрису в роли законодательницы мод в отдельно взятом НИИ, которая взяла на себя смелость наставлять «нашу мымру» в женском флирте.
Супруг секретарши
Поначалу секретарша Верочку (ее, как мы знаем, сыграла Лия Ахеджакова) была представлена в сценарии замужней дамой, а на роль ее мужа утвердили Александра Фатюшина. У его героя были постоянные метания от жены к мотоциклу, супруги часто ссорились. Было снято несколько сцен с этими актерами, когда вдруг Александр по состоянию здоровья не смог больше сниматься.
Рязанов придумал общение секретарши с мужем по телефону (мужа озвучивал Олег Басилашвили), что актриса великолепно и сыграла. Но супружескую линию вырезали, оставив несколько небольших эпизодов.