Тяжелый мотоцикл «Урал», технические характеристики которого повторяют основные параметры предшественника М-72, является последним из класса трехколесных мотомашин советского периода. Выпускается на ИМЗ (Ирбитском мотоциклетном заводе), который находится в Свердловской области. Практически все модели мотоцикла «Урал» рассчитаны на эксплуатацию с коляской. Некоторые модификации оснащены отключаемым приводом вращения колеса коляски. Привод бездифференциальный, прямой, позаимствован у немецкого аналога BMW R71, тяжелого мотоцикла.
Модели
В настоящее время мотоцикл «Урал» (технические характеристики машины позволяют совершать конструктивные изменения в широком диапазоне) производится под маркой «Турист», «Ретро», «Патруль 2WD», «Урал-Т» и «Gear-UP». Все модели выпускаются с отделяемой коляской. Также на заводе собирают машины в двухколесном варианте, без колясок: «Соло ST» и «Ретро Соло».
На все мотоциклы марки «Урал» устанавливаются четырехтактные двухцилиндровые двигатели оппозитного типа с воздушным охлаждением. Мощность мотора составляет 40 л. с. при рабочем объеме цилиндров 745 см. куб. Коробка передач мотоцикла «Урал» четырехступенчатая с задним ходом. Все переключения синхронизированы, соотношения передаточных чисел подобраны с учетом езды по бездорожью. Первая передача рассчитана на медленное движение с нагрузкой. Вращение коленвала двигателя передается на ведущее колесо посредством карданного механизма.
Продажи
Мотоцикл «Урал», технические характеристики которого говорят о его надежности, в основном отправляется за рубеж. Экспорт машин составляет около 97% от общего количества выпускаемых моделей. Основными покупателями тяжелых мотоциклов являются страны ЕС, Канада, США и Австралия. На рынок России и государств бывшего СССР поступает не более 3-4 процентов от всего производства.
В последнее время заводские мощности ИМЗ удалось значительно расширить. С конвейера стало сходить на 20% больше мотоциклов, технические характеристики улучшаются, повышается надежность конструкции и, соответственно, увеличивается срок эксплуатации. Модернизировано зажигание мотоцикла «Урал» — обычное контактное заменили электронным бесконтактным. Благодаря этому, двигатель стал работать ровнее, уменьшился расход топлива.
Экспортные агрегаты
Изменения коснулись и комплектации мотоциклов «Урал». В 2011 году при сборке машин стали использовать агрегаты иностранного производства, и вскоре применение привозных составляющих стало массовым. В технологические карты сборки мотоциклов сегодня включены: передняя подвеска итальянского производства Marzocchi, тормоза дисковые Brembo из Италии, немецкие амортизаторы Sachs, подшипники для коробки передач из Швеции, японские карбюраторы Keihin, электрооборудование ELECTREX из США, гибкие бензопроводы SEMPERIT, выпущенные австрийской компанией, и тайваньские резиновые уплотнители.
Перспективы
Мотоцикл «Урал», технические характеристики которого как нельзя лучше подходят для российского производства, спросом в России не пользуется по причине высокой стоимости — от 250 до 320 тысяч рублей, а также крайне консервативного дизайна, не меняющегося десятилетиями. Высокая цена формируется за счет использования импортных комплектующих и недостаточного для нормальной рыночной конъюнктуры объема выпуска.
Ирбитскому мотоциклетному заводу удается выживать за счет поставок в США, где, благодаря хорошо организованной дилерской команде, в год продается около семисот мотоциклов. В России за год продается всего 20 машин. В 2011 году ИМЗ отмечал свое 70-летие. В честь юбилея завод выпустил две новые модели: Sidecar М70 и Solo М70.