Мотоцикл ПМЗ-А-750: история создания, конструкция, характеристики

Мотоциклы

ПМЗ-А-750 – первый в Советском Союзе тяжёлый мотоцикл, который изготавливали в 30-х годах на Подольском механическом заводе. Выпускался как в двухместном варианте, так и с коляской. Активно эксплуатировался в армии, народном хозяйстве, государственными службами. В настоящее время представляет большой интерес для музеев и частных коллекционеров.

Мотоцикл ПМЗ-А-750: история создания, конструкция, характеристики

Разработка

В начале 30-х годов Научному автотракторному институту (НАТИ) было предложено разработать тяжёлый мотоцикл с мощностью 750 см3, адаптированный к дорожным условиям СССР и пригодный для работы с коляской. Для развития проекта в Москву был приглашён конструктор Можаров Пётр Владимирович, создатель первых мотоциклов ИЖ.

Рабочая группа рассмотрела уже имевшиеся конструкционные решения американской фирмы Harley-Davidson и немецкой BMW, почерпнув ряд идей. Неоценимую помощь в создании ПМЗ-А-750 оказали молодые конструкторы Александр Фёдоров, Игорь Окунев, Сергей Семашко, Борис Фиттерман и другие. Позже Фёдоров работал главным инженером завода в Ирбите. Окунев стал главным конструктором Московского завода двигателей, а затем автозавода АЗЛК. Фиттерман участвовал в разработке автомобилей ЗИС.

Мотоцикл ПМЗ-А-750: история создания, конструкция, характеристики

От идеи до воплощения

Концепция двигателя, предложенная советскими инженерами, напоминала «харлеевскую», при этом отличалась многими деталями. Например, циркуляционная система смазки состояла из системы сухого картера и двухступенчатого масляного насоса. Масляный бак было предложено расположить в общей отливке картера мотора. В мотоцикле использовалась аккумуляторная батарея для зажигания, двигатель оснащён зубчатой ​​передачей.

Первенцы

Работа над будущим ПМЗ-А-750 продвигалась очень быстро. Чертежи к весне 1932 года были уже подготовлены и отправлены в Ижевск. В мае 1933 года собрали 4 опытных образца мототехники, получившие название НАТИ-А-750. 20 августа того же года их доставили в Москву.

По сравнению с серийными моделями в опытных мотоциклах была упрощена конструкция рамы и задние сиденья. На левой стороне передней вилки располагался звуковой сигнал, который впоследствии перенесли на руль. Рычаг переключения передач и педаль сцепления расположены на левой стороне, как в американских мотоциклах того периода. Также в американском стиле выполнено сиденье водителя: седло глубокое, для заднего пассажира высоко поставленное. Подножки вынесены далеко вперед, передние и задние колёса оснащены выдвижной подставкой.

Мотоцикл ПМЗ-А-750: история создания, конструкция, характеристики

Производство

Разработчики с нетерпением ждали запуска массового производства, однако цеха в Ижевске ещё не были достаточно оснащены, чтобы справиться с таким сложным изделием. В 1935 году Наркомат передал техдокументацию на действующий Подольский механический завод, являвшийся российским филиалом фирмы «Зингер». На заводе по производству швейных машин работали 11 000 сотрудников и имелись хорошие условия для ответственного производства.

Первый серийный мотоцикл ПМЗ-750 сошёл с конвейера в 1935 году, аккурат к знаменательной дате – 1 мая. Когда производство 25 июля посетил нарком тяжёлой промышленности Орджоникидзе, ему заводчане продемонстрировали уже девять единиц мототехники.

Технические характеристики

Мотоцикл ПМЗ-А-750 обладает следующими характеристиками:

  • Цилиндр мотора четырёхтактный, охлаждение – воздушное. Рабочий объём – 747 см3.
  • Мощность – 15 л. с. (11 кВт) при 3600 об/мин.
  • Число передач – 3 (соотношение 3,045-1,58-1,00).
  • Коробка передач – цепная 5/8×3/8″.
  • Размер шин – 4,50х19″.
  • Колёсная база – 1395 мм.
  • Высота модели – 1050 мм.
  • Длина – 2085 мм.
  • Просвет дорожный – 112 мм.
  • Общий вес – 225 кг.
  • Грузоподъёмность – 115 кг.
  • Объём топливного бака – 21 л.
  • Скорость (максимальная) – 105 км/ч (без коляски).
  • Расход топлива (средний) – 6 л.

Мотоцикл ПМЗ-А-750: история создания, конструкция, характеристики

Отзывы

Мотоциклисты неоднозначно оценили машину ПМЗ-750. Одни хвалили рамную конструкцию и лёгкий доступ к компонентам, другие считали устройство не очень продуманным. Во многих отношениях обслуживание мотоцикла отличалось от других моделей, что вносило определённые неудобства.

Механическая коробка передач располагалась в верхней части мотора, при этом переключение осуществлялось специальным рычагом, находившимся на левой стороне мотоцикла. Сцепление было двух видов: либо двухрычажное с педалью на левой стороне, либо рычаг на руле с левой стороны. В жаркий период требовалась частая замена масла в системе смазки – каждые 1000 км. Настройка мотоцикла была сложной и отнимала много времени.

Карбюратор марки Schebler часто создавал проблемы при запуске двигателя. Требовалось точное согласование оптимальных положений воздушной заслонки, зажигания (с левой стороны руля) и открытие дроссельной заслонки (с правой стороны руля). Мотоциклисты в шутку расшифровывали аббревиатуру ПМЗ как «попробуй меня завести». Между тем конструкция была новаторской, многие интересные идеи использовались в последующих моделях. Всего было собрано более 4600 единиц.

Использовались ПМЗ-750 не только в госорганах и армии, также их продавали частным лицам. Особенно ценился мотоцикл с коляской. Цена к началу 1938 года составляла 7760 рублей, это очень дорого по сравнению с другими массовыми моделями. Например, Иж-7 продавался за 3300 рублей, «Красный Октябрь» Л-300 оценивался в 3360 рублей.

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.