Мотоцикл М-72 советского периода выпускался крупными партиями, с 1940 по 1960 год, на нескольких заводах. Его делали в Киеве (КМЗ), Ленинграде, завод «Красный Октябрь», в городе Горький (ГМЗ), в Ирбите (ИМЗ), на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ). Первоначально тяжелый мотоцикл М-72 производился исключительно для поставок в вооруженные силы. Машина оснащалась легким пулеметом, который монтировался на передней части коляски. Мотоцикл не поступал в гражданский сектор торговли, и если какой-либо человек появлялся «верхом» на М-72, его останавливали, а машина отбиралась без объяснений.
Военное предназначение
Мотоцикл М-72 классифицировался с использованием термина «бронетехника», хотя и не был бронированным. Поставлялся в мотострелковые армейские подразделения и являлся базовым транспортным средством пехоты для ведения боя на ровной местности. Решающего значения в сражениях Второй мировой войны мотоцикл не имел, так как был не защищен от вражеских снарядов и пуль. Достаточно было небольшому осколку мины попасть в двигатель, и он останавливался, солдаты оставались без прикрытия и погибали. Эффективно использовать М-72 можно было только в случае молниеносной атаки, в обстановке неожиданности, когда враг растерян и не может оказать сопротивления.
Начало производства
Прототипом М-72 стал немецкий мотоцикл BMW R71, наиболее распространенная модель в структурах Вермахта. Пять таких мотоциклов было тайно закуплены в Швеции, перевезены в Москву, разобраны и исследованы. В марте 1941 года на Московском мотоциклетном заводе началось производство русской версии. Советский мотоцикл получился не хуже своего немецкого аналога, хотя с конвейера машины сходили нерегулярно. Основные узлы и агрегаты мотоцикла производились на разных заводах: двигатель делали на автомобильном заводе имени Сталина, коробку передач — на АЗЛК (завод Ленинского Комсомола), коляска и карданный вал производились на ГАЗе в городе Горьком. Таким образом, в первое время плановый выпуск мотоцикла М-72 был затруднен из-за несогласованности поставщиков.
Послевоенное время
В годы войны мотоцикл М-72 производился на заводах, расположенных в сибирской зоне эвакуации. Именно тогда к индексу добавили название «Урал». Когда окончилась война, в СССР наметился экспортный бум, правительство старалось получить как можно больше средств за счет продажи товаров за границу. М-72, советский мотоцикл, экспортировался в 50-х годах в зарубежные страны крупными партиями. М-72 «Урал» охотно закупали в Европе. Несложная конструкция и надежность были главными аргументами в пользу модели.
С 1955 года мотоцикл «Урал» М-72 стали продавать населению внутри страны. Гражданская версия отличалась улучшенными характеристиками двигателя, мощной рамой, торсионной передачей вращения двигателя на колесо коляски. Бензобак украшала надпись «Ирбит». Номинально трехколесные машины считались принадлежащими своим владельцам, но только в мирное время. В случае войны каждый мотоцикл «Урал» М-72 мог быть реквизирован и отправлен на фронт.
Технические характеристики
Конструкция М-72 хорошо вписывалась в процесс конвейерной сборки, а это давало возможность выпуска значительного количества машин за относительно небольшой промежуток времени. Производство мотоциклов сдерживалось стремлением конструкторов усовершенствовать технические параметры отдельных механизмов. Немецкий мотоцикл BMW R21 содержал целый ряд технических новинок, не вошедших в технологический процесс, который использовался при сборке советской версии. Поэтому инженерам хотелось наверстать упущенное и внедрить в производство все полезные достижения немецких специалистов.
На очереди были конструктивные разработки: дуплексная рама, двойное переключение передач — ножное и рычажное (по выбору мотоциклиста), пружинные амортизаторы задней подвески, передняя вилка телескопической конструкции. Взамен цепной передачи, характерной для советских мотоциклов, устанавливалась карданная. Практиковалось раздельное питание цилиндров, в этом случае на мотоцикл устанавливалось два карбюратора.
Конструкция двигателя
Оппозитная схема расположения цилиндров обеспечивала хороший баланс мотора в сочетании с низким центром тяжести, который располагался на высоте 592 мм. Вспомогательные рабочие узлы — генератор, масляный насос, трамблер — вращались с помощью шестеренчатых приводов. Чугунные цилиндры были покрыты специальным черным лаком с жаростойкими характеристиками. Коренные шейки коленчатого вала работали на игольчатых подшипниках. Шатуны были разделены и сидели каждый на своей шейке коленвала. Это предполагало горизонтальное осевое смещение цилиндров в значении 39,2 мм относительно друг друга. Двухопорный коленвал позволял уменьшить длину картера двигателя за счет утончения (до 18 мм) щечек между коренными и шатунными шейками.
Военные принадлежности
На мотоцикл М-72 в гражданском варианте по-прежнему устанавливались ячейки для боеприпасов и ЗИПа, а также вертлюжное устройство для ручного пулемета системы Дегтярева. При этом новый владелец не имел права демонтировать армейские кронштейны. М-72 — мотоцикл, фото которого размещены на странице, — является ярким примером советской эпохи.
Усовершенствования
Начиная с 1956 года Ирбитский мотозавод перешел на модель М-72М, которая отличалась от прежней некоторыми усовершенствованиями. Тормозные барабаны были усилены специальными штампованными дисками, улучшающими крепление спиц, отличались оптимальным расположением заднего крыла для более эффективного очищения его от липкой грязи. Переднее крыло приподняли и закрепили на неподвижной части передней вилки. Коляска изменила свою конфигурацию.
Спортивная модификация
Выпуск М-72М продолжался недолго, «ИМЗ» вскоре перешел на производство модели М-61. Кроме стандартных мотоциклов, на заводе в Ирбите разработали спортивную модификацию М-72К, облегченной конструкции, с двигателем мощностью 30 л. с., оснащенным устройством для изменения фаз газораспределения.
М-72К, предназначенный для кроссовых состязаний, снабжался специальным воздуховодом, забирающим воздушные массы с верхней панели бензобака. Колеса мотоцикла «обувались» в покрышки с глубоким рисунком протектора. Передняя фара была упразднена, общий вес снижен за счет легкого бокового прицепа.
Мотоцикл М-72, запчасти
В Советском Союзе, благодаря плановой экономике, производство запасных частей было поднято на максимально высокий уровень. Считалось, что техническое средство должно быть гарантированно обеспечено ремонтными принадлежностями. Поэтому создавались товарные запасы, которые годами пылились на складах. Как и все мотоциклы советского периода, М-72 был обеспечен запчастями на десятилетия вперед. В настоящее время недостатка в ремкомплектах для тяжелого мотоцикла времен Второй мировой войны нет.
Мотоцикл М-72, цена
В настоящее время на рынке подержанных транспортных средств достаточно много предложений. Не является исключением и М-72 «Урал». Встречаются даже раритетные экземпляры — ретро-мотоциклы выпуска 1957 года. Стоимость напрямую зависит от их статуса – если это просто проржавевшая трехколесная машина, она может стоить 10 тысяч рублей. Но если мотоцикл прошел техническую реанимацию, восстановлен по соответствующим технологиям, имеет безупречный товарный вид, то эта сумма может вырасти до 399 тысяч рублей, поскольку это уже не мотоцикл, а эксклюзивное ретро.