Наверное, желание оседлать коня, пусть даже и стального, досталось нам от наших предков. Сейчас мотоцикл — это своего рода символ свободы и независимости, возможно, именно поэтому множество молодых людей (и не только) грезят о покупке своего двухколесного агрегата. Но прежде чем говорить о конкретных моделях, стоит окунуться в историю создания столь замечательного средства передвижения.
История мотостроительства
Впервые о мотоциклах Российская Империя узнала в конце 19 века, но то были иностранные модели, о своем производстве никто и помыслить не мог. Но уже к 1914 году в Риге, на заводе Лайтнера, был собран первый легкий мотоцикл на базе велосипеда. Правда, детали для них привозили из Швейцарии (фирма «Моторев»). Последующие революционные события и Первая мировая война не позволили развиться этой отрасли.
Все изменилось, когда в 1928 году за дело взялся талантливый молодой инженер Можаров: им было сконструирован целый ряд мотоциклов, назывались они «ИЖ 1-5» (прототипы «ИЖ Планета 5»). Со временем техника все совершенствовалась, но война остановила производство, заставив завод вновь выпускать оружие. И только после победы мотостроительство стало подниматься в гору, было выпущено множество различных моделей и их вариаций, иметь свой мотоцикл стало популярным. К сожалению, успех продлился недолго — уже спустя два десятилетия стало модно иметь автомобиль. В связи с этим производство начало умирать и в конечном итоге практически сошло на нет. Но и по сей день старенькие «Урал», «Ява» и «ИЖ» (в том числе и легендарный «ИЖ Планета 5» с коляской) служат верой и правдой мотолюбителям. Попытки реанимировать российский мотопром продолжаются, кто знает, может, мы еще и услышим о новой модели от Ижевского мотоциклетного завода.
Мотоцикл «ИЖ Планета 5»
Линейка «Планет» завершилась созданием этого двухколесного агрегата с одноцилиндровым двигателем. Серийное производство началось в 1987 году и продолжалось вплоть до 2008 года. Основной характеристикой модели является высокая тяга на низких оборотах, а также возможность присоединения пассажирской коляски, грузового модуля, багажника или коленных щитков. Этот мотоцикл претерпел множество модернизаций, например, версия «ИЖ Планета 5-01» имела бесконтактную систему зажигания, то есть могла завестись без помощи аккумулятора. Стандартные характеристики не менялись в течение всего периода выпуска: масса составляла 160 килограммов, объем бензобака позволял заправить 18 литров топлива, а максимальная скорость машины составляла 120 км/ч. Двигатель «ИЖ Планета 5» двухтактный, одноцилиндровый, мощность его около 22 лошадиных сил, а рабочий объем составляет 346 сантиметров в кубе. Система охлаждения такая же, как и у большинства мотоциклов — воздушная. Бензин расходует экономно: при скорости 60 км/ч сгорает 4 литра топлива, в условиях города доходит до 6,5. В целом «Иж Планета 5» позиционировался как мотоцикл третьего класса, предназначенный для российских дорог. Он нашел применение везде: и просто как городское средство передвижения, и как транспорт для загородных поездок (на дачу или на рыбалку), а также как сельскохозяйственная техника. Примечательно и то, что он, несмотря на модификации, практически не изменился с момента начала выпуска и у некоторых владельцев представлен в оригинальном виде.